Бригам Янг (крайний справа) не был единственным кандидатом в преемники пророка Джозефа Смита (стоит). Уильям Уорнер Мейджор. В Наву (Джозеф Смит и его друзья). 1845
После того как в конце июня 1844 года ворвавшаяся в тюрьму Картиджа, штат Иллинойс, толпа линчевала Джозефа Смита, созданная им Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) оказалась перед лицом серьезного кризиса. Харизматичный проповедник, которого последователи почитали пророком, Смит не оставил ни наследника, ни процедуры выбора нового главы церкви; его смерть от пули привела в движение события, впоследствии получившие название «кризис преемника». Под вопросом оказалось само существование мормонов – и кризис, разумеется, нес за собой расколы. Кто возглавит оставшуюся без пророка церковь? Историк Деннис Майкл Куинн, например, выделял девять возможных вариантов. Главный кандидат в лидеры мормонов, Хайрум Смит, был убит в тюрьме вместе со своим братом Джозефом. Решать вопрос о главенстве предстояло церковным структурам. Одну из самых влиятельных, Кворум двенадцати апостолов, в момент убийства Смита возглавлял Бригам Янг. Именно он станет вторым президентом церкви и получит прозвище Лев Господень – но в 1844 году это далеко не казалось предопределенным. «Должен ли стать лидером церкви яркий харизматик, получив, возможно, одобрение паствы? Но развитие церковной организации способствовало дискредитации универсальной харизмы. Должно ли наследование пройти традиционно? Но во времена первой в истории церкви смены руководства никакой традиции еще не существовало», – формулировал вставшие перед мормонами проблемы историк Мацей Потц.
Генеральная конференция Кворума 8 августа 1844 года внесла некоторую ясность, но и обозначила конфликты. Свое право на место «хранителя» церкви и заместителя убитого пророка заявил Сидней Ригдон – один из самых авторитетных соратников Джозефа Смита, сторонник обобществления церковного имущества и противник многоженства. Вместе с Хайрумом Смитом он был советником Джозефа Смита как член Первого президентства – ближайших помощников главы церкви. В августе 1844 года он оказался последним из его выживших членов. Янг возразил на его претензии тем, что со смертью пророка необходимость в его советниках отпала и будущее мормонов находится в руках Кворума двенадцати апостолов. Ригдон, не желавший подчиняться воле Кворума и Янга, был вскоре отлучен от церкви. Он продолжил проповедь, но организованное им движение после его смерти в 1876 году просуществовало всего несколько лет.
При жизни Смит организовал Совет пятидесяти – будущее мормонское правительство мира, и Помазанный кворум, состоявший из особо уважаемых духовных авторитетов церкви. Членом обоих из них был президент высшего совета тогдашней столицы мормонизма Наву, Уильям Маркс. Как член Помазанного кворума он превосходил Бригама Янга и других апостолов рангом, но уступал Льву Господнему в напористости. Он не был формально отлучен от церкви, но с «бригамитами», как тогда уже начали называть мормонов, ему было не по пути.
Впрочем, он все-таки стал членом Первого президентства другой альтернативной церкви мормонов – Сообщества Христа. Ее основал Джозеф Смит III, сын пророка мормонов. Некоторые утверждали, что именно о нем Джозеф Смит говорил как о преемнике на случай, если погибнут и он, и его брат, – хотя в 1844 году ему было всего 11 лет. В 1850-х последователи Джозефа Смита на Среднем Западе США организовали собственную деноминацию, пригласив Джозефа Смита III возглавить ее. В 1860 году он принял их предложение, а Маркс стал его советником. Сейчас это самая крупная из отделившихся от мормонов после смерти Джозефа Смита церквей.
Однако самую радикально отличающуюся от «бригамитов» церковь основал Джеймс Джозеф Стрэнг. Его претензии на лидерство не основывались на сложившейся в 1844 году иерархии – он был харизматичным проповедником. Стрэнг отказался даже от республиканской терминологии, провозгласив себя не президентом, а монархом, прямым преемником Смита, назначенным им самим: написанное якобы пророком письмо он цитировал в проповедях. Рассказывал он и о золотых страницах, открытых ему ангелом, так же как и Джозефу Смиту. Впрочем, монархом он оказался довольно непоследовательным: первоначально выступавший против полигамии, он через некоторое время стал многоженцем сам, что в глазах сомневавшихся в Янге мормонов поставило на нем крест как на альтернативном лидере. В 1856 году он был убит двумя бывшими последователями. Церковь, идея которой восходила к всемирной теократии Джозефа Смита, пришла в упадок – хотя несколько групп «стрэнглитов» существует до сегодняшнего дня. Вместе с нею в целом закончился и период нестабильности движения мормонов.
комментарии(0)