0
3544
Газета История Печатная версия

18.04.2018 00:01:00

Прогресс в обход Священного Писания

Еще раз о влиянии клерикалов на развитие науки в России

Виталий Кузнецов

Об авторе: Виталий Германович Кузнецов – доктор геолого-минералогических наук, профессор Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, заслуженный геолог РФ.

Тэги: михаил ломоносов, григорий гельмерсен, людовик xv, владимир вернадский, библия, сотворение мира, геология, естествознание, религия


Как в России, так и в Европе развитие науки о Земле тормозили церковные догмы.		Карл Шпицвег. Геолог. 1854. Галерея Пфорцхайма, Германия
Как в России, так и в Европе развитие науки о Земле тормозили церковные догмы. Карл Шпицвег. Геолог. 1854. Галерея Пфорцхайма, Германия

В «НГР» от 04.04.18 была опубликована обстоятельная статья Валерия Вяткина о том, как церковники «сотрудничали» с учеными и, по сути дела, препятствовали развитию в России науки, и геологии в частности. Но и ученые мужи «не лыком шиты» – находили пути, «не ставя под сомнения откровения Священного Писания», обходить их, хотя и с большим трудом, и со значительным отставанием от мировой науки, и не только проводить исследования, но и сделать это государственной задачей, а не потребностью отдельных активных предпринимателей, успешную работу которых могла обеспечить только наука, в том числе геология.

Начать, видимо, следует с отца отечественной науки Михаила Ломоносова. В 1763 году им были написаны следующие строки (грамматика полностью сохранена по изданию 1850 года): «И во первых твердо помнить должно, что выдимыя телесныя на земли вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как ныне находим, но великия произходили в нем перемены, что показывает История и древняя География, с нынешнею снесенная и случающиеся в наши дни перемены земной поверхности… И так напрасно многие думают, что все как видим, с начала Творцом создано; будто не томко горы, долы и воды, но и разные роды минералов произошли вместе со всем светом, и потому де не надобно изследовать причин, для чего они внутренними свойствами и положением мест разнятся. Таковыя разсуждения весьма вредны приращению всех наук, следовательно и натуральному знанию шара земного, и особливо искусству руднаго дела, хотя оных умникам и легко быть философами, выучась наизусть три слова: Бог так сотворил; и сие дая в ответ в место всех причин».

Другими словами, Земля развивалась, изменялась, и это происходило длительное время, не укладывавшееся в библейские рамки. Для отстаивания этого положения Ломоносову пришлось прибегнуть к указанию на противоречия в самих религиозных догматах. Так, «восточная наша Христианская церковь от западной в изчислении лет от сотворения мира больше, нежели пятнадцатью столетиями разняться». Аналогичная ситуация с исчислением лет «от рождества Христова… Феофил Епископ Антиохийский полагает от Адама до Христа 5515 лет, Августин 5351; Иероним 3941».

Ломоносову еще в какой-то степени повезло – тогда не было закона об оскорблении чувств верующих.

Прошло 100 лет, и ситуация с геологией мало изменилась. О состоянии, если можно так выразиться, геологического мировоззрения основной массы чиновничества середины ХIХ века свидетельствует заметка одного из крупных ученых того времени, генерал-лейтенанта, академика Григория Гельмерсена, когда один из высших губернских сановников, узнав о цели приезда столь высокопоставленного лица – «определить, не находится ли там каменноугольная формация», то есть установить наличие отложений каменноугольного возраста, заявил: «Вряд ли вы у нас найдете доброкачественный каменный уголь, ибо здесь в окрестностях растет один лишь сосновый лес».

По крайней мере с начала 60-х годов ХIХ столетия научная общественность России ставила вопрос о необходимости создания государственной геологической службы, первой и основной задачей которой должна была стать профессиональная и планомерная геологическая съемка всей территории страны. Подобные службы с аналогичными задачами уже существовали и функционировали в Северной Америке и Западной Европе, в том числе во многих мелких германских княжествах (напомним, что объединение их в единое государство произошло позднее).

Но материалы геологии, увы, не укладывались в библейские догмы, а точнее, просто противоречили Священному Писанию. Надо было как-то обходить это обстоятельство. И вот упомянутый выше академик Гельмерсен свое выступление на заседании Физико-математического отделения Императорской академии наук 14 ноября 1862 года начинает словами: «Хотя Моисеево повествование о сотворении мира обнаруживает верное понимание образования земной коры, но, с другой стороны, специальные, на наблюдениях основанные знания, на которых развилось понятие Моисея, для нас утрачены».

Но борьба за создание научной геологической службы продолжалась, и, чтобы переломить консерватизм чиновничества, потребовалось еще 30 лет. Лишь в 1882 году был организован Геологический комитет, первым президентом которого и стал академик Гельмерсен. Ныне это одна из ведущих научно-исследовательских организаций России – Всероссийский геологический институт.

Надо сказать, что подобная ситуация, мягко скажем, воздействия церковных иерархов на науку – явление не только российское. Так, целый ряд важных положений Жоржа Бюффона – французского энциклопедиста и современника Ломоносова – существенно расходились с общепринятыми, основанными на Священном Писании положениями. Как отмечено в этой связи в Словаре Брокгауза и Ефрона, Бюффон «положил конец смешению позитивной теологии и естествознания». Действительно, Бюффон призывал обсуждать проблемы с естественно-научной, а не богословской точки зрения, ибо последователь библейских представлений рассуждает «о сем предмете больше как богослов, искусный в словопрении, нежели как просвещенный философ». Антибиблейские представления Бюффона неоднократно отмечают в примечаниях и переводчики русского издания, указав, в частности, что «Бюффону происхождение нашей системы вероятнее кажется произвесть от каких-нибудь физических причин, нежели приписать воле Создателя». Это, естественно, вызвало гнев профессуры теологического отделения Сорбонны, которая потребовала сожжения ряда его работ, в частности «Эпох природы», и сурового наказания автора.

Надо отдать должное французским монархам, которые не только защитили Бюффона от нападок клерикалов, но и активно его поддержали. Так, Людовик XV возвел Бюффона в графское достоинство, Людовик XVI приказал еще при жизни Бюффона изготовить его бюст и установить его перед входом в Королевский естественно-научный кабинет, сопроводив надписью на латинском языке: Majestati naturae par ingenium («Разум, равный величию природы»).

В целом о влиянии религии на науку хорошо высказался Владимир Вернадский, озаглавив один из разделов курса по истории научного мировоззрения следующими словами: «Регрессивное течение под влиянием христианства».



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Любимый Гоголь шестидесятых

Любимый Гоголь шестидесятых

Борис Колымагин

Для андеграунда он был самой настоящей легендой

0
2478
Отражаясь в собственном ботинке

Отражаясь в собственном ботинке

Юрий Нечипоренко

Станислава Красовицкого ценила Ахматова, он был самой яркой фигурой группы Черткова

0
2850
Связать воедино религию и культуру

Связать воедино религию и культуру

«НГ-EL»

Ушел из жизни Станислав Красовицкий

0
385
1. Российским мусульманам разрешили многоженство

1. Российским мусульманам разрешили многоженство

Богословское постановление посчитали вызовом для светского государства

0
23121

Другие новости