Храм Святой Екатерины в Казани восстановлен после пожаров по чертежам XIX века.
Немцы-лютеране сыграли весьма значительную роль в русской истории. Они никогда не ощущали себя в России чужаками, но были сознательными гражданами России, глубоко осваивавшими русскую культуру, при этом на протяжении долгого времени сохранявшими и развивающими в новых исторических условиях и свою, немецкую культуру.
Наиболее зримым воплощением российско-немецкой культуры является богатейшая храмовая архитектура, выполненная в неоготическом стиле. Кирхи в стиле неоготики есть в большинстве российских городов, где проживали компактные общности немцев-лютеран.
Лучшие архитектурные ансамбли, созданные немцами-лютеранами, находятся в двух российских столицах – Москве и Санкт-Петербурге, однако интересные религиозные сооружения имеются также в Самаре, Ярославле, Казани.
В Москве, на улице Покровка, между Колпачным и Старосадским переулками, есть уникальное место, так сказать, «проходной двор истории», где переплетаются судьбы Европы и России. Со стороны Колпачного переулка (д. 10) находятся некогда белокаменные Палаты Мазепы, древнейший памятник московского гражданского зодчества. Со стороны Старосадского переулка (д. 7/10) расположены лютеранский собор Святых Петра и Павла (архитекторы Виктор Коссов и Август Вебер) и капелла, построенная знаменитым лютеранским архитектором Федором Шехтелем. Так, в самом центре Покровки есть место, дышащее историей XVI–XX веков.
Если зайти со стороны Старосадского переулка, то увидим красующуюся во всем архитектурном великолепии лютеранскую кирху, дом причта, сторожку-дворницкую и ограду с воротами 1892 года – целый архитектурный комплекс. Все здания, которые мы видим сейчас, были возведены в самом начале XX века. В 1903 году первую премию на лучший проект здания церкви получил архитектор-лютеранин Вильям Валькот. Но по различным причинам увидело свет архитектурное решение академика Коссова, кстати, одного из проектировщиков московского храма Христа Спасителя.
Петрикирхе – наиболее интересная в архитектурном отношении лютеранская церковь Санкт-Петербурга. |
Архитектурный ансамбль венчает величавый собор с устремившимся в небо изящным шпилем, витражами, тонкими стрельчатыми окнами, традиционной готической резьбой, помещенной в верхней части главного фасада. Высота собора вместе со шпилем составляет 62 метра.
В целом собор построен в эклектичном стиле, включающем элементы неоготики, модерна и романского стиля. Однако эклектичность стиля собора ни в коем случае не портит фасада здания, его элементы гармонично дополняют друг друга.
В соборе Святых Петра и Павла всегда звучала музыка – в нем выступали и выступают известные московские и иностранные исполнители. 4 мая 1843 года здесь проходил органный концерт Ференца Листа.
В 1918 году собор получил статус Кафедрального собора России. Однако вскоре произошли всем известные события, весьма отрицательно повлиявшие на судьбу российских лютеран, а собор долгое время находился в запустении. Однако в начале XXI века здание собора было восстановлено.
Кафедральный собор Святых Петра и Павла – один из самых старых, если не старейших лютеранских приходов в России, история его изобилует тягчайшими потрясениями, как, собственно, и судьба российского лютеранства. В состав комплекса собора входят также капелла и Палаты Мазепы, о которых можно вести отдельный разговор. Капелла при соборе – весьма интересное архитектурное сооружение в псевдороманском стиле. Это красивейшее здание с могучими сводами, слуховыми окнами и лепниной. В мае 1992 года капелла была возвращена церкви, в настоящее время здесь совершаются богослужения франкоязычных лютеран, выходцев из Мадагаскара и Центральной Африки.
Санкт-Петербург, отличающийся от других российских городов тем, что здесь селились не только немцы-лютеране, но также выходцы из Финляндии и скандинавских стран, обладает целым рядом действующих лютеранских храмов, построенных на деньги как лютеранских, так и других российских меценатов. Это разностилевые, но тем не менее великолепные культовые сооружения, действующие и в настоящие время, также по большей части восстановленные и отреставрированные в постсоветскую эпоху: церковь Апостола Петра (Петрикирхе), финская церковь Святой Марии, церковь Святой Анны, шведская церковь Святой Екатерины, немецкая церковь Святой Екатерины, эстонско-немецкая церковь Святого Иоанна, церковь Святого Михаила и некоторые другие храмы, как в самом Санкт-Петербурге, так и в прилежащих городах-спутниках.
Петрикирхе (Невский проспект, 22–24), наиболее интересная в архитектурном отношении лютеранская церковь Санкт-Петербурга, ведет отсчет своей истории с середины XVIII века. Главный фасад церкви, обращенный к Невскому проспекту, оформлен двумя призматическими башнями, между которыми разместился портал главного входа. Портал выполнен как перспективный, то есть составленный из арок, постепенно уменьшающихся в размерах. Такая схема активно использовалась при строительстве храмов во Франции и других странах Европы в V–XI веках (романский стиль). Так как новое здание должно было занять место на Невском проспекте, среди построек XVIII – начала XIX века, необходимо было придать фасадам строгость, характерную для архитектурного классицизма.
Симметрия, гладкость стен, светло-желтый цвет и детали здания пронизаны духом романской архитектуры. Высокие своды огромного, великолепного зала церкви опираются на гранитные столбы и колонны. Особенной выразительностью отличалось «Распятие», созданное Карлом Брюлловым. При разграблении церкви исчез алтарь, однако большая картина Брюллова сохранилась и помещена в Русский музей. Даже при почти полном разграблении собора, в ходе которого были в числе прочего украдены круглые приалтарные изображения Святых Петра и Павла, также созданные Брюлловым, в церкви тем не менее сохранились колокола, изготовленные в Бохуме (Вестфалии).
Церковное здание неоднократно реставрировалось и реконструировалось, что дало ему возможность устоять и в те времена, когда здесь помещался бассейн. Однако в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века погибли остатки настенных фресок, представлявших собой шедевры искусства. Бесследно исчез крупнейший в России орган фирмы «Валькер». Многие ценности были перемещены в Эрмитаж и другие музеи.
В 1993 году здание было возвращено Лютеранской церкви России, но воссоздать прежний брюлловский интерьер оказалось невозможным.
Петрикирхе обладает славной историей. В ней обучался игре на органе молодой Петр Чайковский, здесь представлял свои произведения композитор Модест Мусоргский.
Кирха Святого Георга в Самаре изначально строилась как римско-католический храм. Фото с сайта www.wikipedia.org |
По праздникам и в особые дни в Петрикирхе совершались совместные богослужения для всех лютеранских общин Петербурга. Первое богослужение в постсоветское время состоялось 31 октября 1992 года. Здание было официально возвращено верующим в июне 1993 года. Третий этаж административной части здания используется Германо-российским центром, задачей которого является возрождение и развитие культурного наследия российских немцев и ведение диалога между немцами и представителями других национальностей. В 1999 году во дворе церкви открыт бюст Гёте. Это событие было посвящено 250-летию поэта.
Лютеранские храмы в провинциальной России также играли огромную роль в формировании культуры и общественного сознания не только лиц немецкого происхождения, но и всех россиян. Весьма интересной является во всех отношениях церковь Святого Георга в Самаре.
Изначально церковь строилась как римско-католическая. Русский купец Егор Аннаев, католик, пожертвовал деньги на строительство этого храма. Когда храм в 1863 году был уже почти готов, в Польше, бывшей частью Российской империи, началось восстание. В связи с этими обстоятельствами церковь, с согласия Аннаева и католической общины, была передана лютеранам.
Лютеран в Самаре было много. В 50-е годы XIX века в Самару приехало много торговых людей, купцов немецкой национальности. Большинство из них были лютеране. Первый губернатор Самары Константин Грот был немец и лютеранин. Он и создал в 1854 году первую лютеранскую общину.
В советские времена самарских лютеран и их церковь постигла общая судьба. Однако с 1991 года церковь восстановлена, ее освящение состоялось 4 сентября 1994 года. Ныне помещение по распоряжению президента Владимира Путина передано лютеранской общине Самары, практически весь церковный комплекс введен в эксплуатацию.
Кирха Святого Георга представляет собой высокое двухцветное здание в стиле неоготики, сильно вытянутое в сторону двора, с колокольней, выходящей на красную линию центральной улицы города – улицы Куйбышева (Дворянской). Гармонично и пропорционально выдержанную колокольню на всю высоту украшают богато орнаментированные лепные детали. Здание кирхи прекрасно вписывается в ансамбль зданий центральной улицы, большинство которых строилось в XIX веке в западноевропейском стиле.
Церковь Святого Георга осуществляет широкую общественную и благотворительную деятельность, поддерживает экуменические связи с другими христианскими общинами Поволжья, а также с лютеранами Германии. Особенно тесные отношения самарская община поддерживает с лютеранами города Штутгарта, являющегося городом-побратимом Самары.
Весьма интересна также лютеранская церковь Казани, построенная в 1863 году по проекту архитектора Льва Хрщоновича в стиле эклектики с элементами конструктивизма на улице Покровской, теперешней Карла Маркса. Это каменное здание лютеранской церкви Святой Екатерины, сохранившееся до наших дней. К церкви прилегал двор с садом и тремя каменными домами, в одном из которых находилась квартира пастора. Общине принадлежало также лютеранское кладбище на Арском поле с часовней и сторожкой.
В настоящее время сильно пострадавшая от пожаров кирха восстановлена в первоначальном виде по чертежам XIX века. Здесь регулярно совершаются богослужения и проводятся концерты классической музыки. В церкви восстановлен орган, и стали доброй традицией вечера органной и инструментальной музыки.
Лютеранские храмы и памятники России не исчерпываются сооружениями, созданными россиянами немецкого происхождения. Финны, эстонцы, латыши, шведы создавали храмы и религиозные памятники, также обладающие несомненной исторической и культурной ценностью. За пределами нашего внимания остались религиозные сооружения Калининграда и Калининградской области, которые в диахронии являются скорее частью культурного архитектурного наследия Германии, чем России, поскольку рассматриваемая территория до Второй мировой войны была частью Восточной Пруссии.
Даже краткое рассмотрение всех лютеранских церквей России не представляется возможным, поскольку лютеранское немецкое население, исчислявшееся несколькими сотнями тысяч человек, проживало практически во всех крупных городах России и оставило в них архитектурные памятники. Следует помнить, что лютеранство было второй государственной Церковью Российской империи.