Для католиков святая Бернадетта живее всех живых. Фото с сайта www.wikipedia.org
В детстве Бернадетте являлась Дева Мария, после смерти останки женщины, ставшей монахиней, трижды эксгумировали, и каждый раз фиксировалось, что тело абсолютно не подвержено тлению. Сейчас она почитается Католической церковью как святая, ее можно увидеть в прозрачном реликварии в капелле святой Бернадетты в городе Невере на востоке Франции. В отличие от нетленных мощей других христианских подвижников, тело Сибиру сохранилось лучше всего. Кажется, что она просто спит, как сказочная принцесса. В чем секрет неразрушающегося тела и какие есть объяснения этому явлению?
Мария Бернарда Сибиру, или Бернадетта, родилась в 1844 году в бедной семье во французском городе Лурд. Отец был мельником, мать – прачкой. Детство будущей святой было крайне тяжелым. Финансовые дела родителей с каждым годом ухудшались. Со временем отец из владельца мельницы превратился в обычного подмастерья. Семья вынуждена была поселиться на первом этаже бывшей тюрьмы. У главы семейства начались сложности с поиском работы. В такой ситуации девочка не имела возможности получить образование. Стоит отметить, что у девочки были проблемы с прохождением катехизации. Хозяйка и местный священник считали ее слишком невежественной и неспособной понять основы христианской веры. «Она даже не знает, что существует тайна Троицы!» – восклицал священник.
11 февраля 1858 года Бернадетта пошла вместе с сестрой и подругой собирать дрова и кости, которые потом нужно было отнести к старьевщику. Неожиданно она заметила в расположенном рядом гроте свет. Находящийся у входа в пещеру куст шиповника закачался, словно от ветра. В гроте девочка увидела даму в белом. Бернадетта рассказала об этом сестре и подруге, когда те подошли к ней, но оказалось, что те не видели таинственную незнакомку.
Вскоре о видении дочери узнали родители, усмотревшие в этом плод разыгравшегося воображения. Более того, новость была воспринята враждебно. У отца и матери было и без того множество проблем и хлопот, они не желали наблюдать чудачества ребенка. Согласно некоторым источникам, родители побили Бернадетту, когда впервые узнали о ее видении. Несмотря на это, девочка продолжила ходить к гроту и наблюдать женщину в белом.
Вскоре весть о ее видениях начала распространяться сначала по городу, затем по всей Франции. Жители высказывали самые разные мнения об этом. Одни считали видения проявлением «нечистой силы», другие – призраком недавно умершей девушки, третьи – явлением Девы Марии. Многие, конечно, были уверены, что Сибиру все придумывает, чтобы привлечь к себе внимание, либо страдает расстройством рассудка.
Однако мнение, что загадочная леди может быть Богородицей, стало набирать популярность, и у Бернадетты появились сторонники, число которых постепенно увеличивалось. Даже родители в итоге поменяли свою позицию и поверили в видения дочери. При этом народ, приходивший вместе с Сибиру к пещере, никого ни разу там не наблюдал, тем не менее сторонники доверяли словам и утверждениям ребенка. Согласно заявлениям девочки, дама в белом улыбалась ей, давала указания. Однажды «по повелению» таинственной леди Бернадетта вырыла канаву в одном из углов грота и пила оттуда грязную воду. Затем в этом месте якобы забил родник с чистой водой, считавшийся с тех пор целебным. В другой раз Сибиру по поручению загадочной леди ела траву ради покаяния грешников.
В начале марта дама сказала девочке: «Иди к священникам и скажи им, чтобы они пришли сюда с процессией и построили здесь часовню». Задание оказалось трудноисполнимым, представители городского духовенства отрицательно относились к свидетельствам Бернадетты. К тому же против Сибиру активно выступали комиссар полиции Жакоме, королевский прокурор Виталь Дутюр. Они пытались сделать все возможное, чтобы девочка перестала ходить с группой последователей к гроту и утверждать, что видит там некую женщину. Юной духовидице устраивали допросы, пугали тюрьмой, пытались объявить сумасшедшей. Но ничто не заставило ее отказаться от визитов к пещере.
В период с 11 февраля по
16 июня незнакомка в белом являлась Бернадетте 18 раз. Но девочка, рассказывая о видениях, не утверждала, что лицезрела Деву Марию. Когда у нее спрашивали, кого она наблюдает, ребенок говорил: «Что-то похожее на даму». Одежду созерцаемой женщины Сибиру описывала следующим образом: «У нее белое платье, с голубым поясом, белое покрывало на голове, и на каждой ступне – желтая роза…» Убеждение в том, что маленькая визионерка видит именно Богородицу, высказывали только ее ярые последователи. Девочка же это отрицала.
По многочисленным просьбам «духовидица» пыталась спрашивать у леди в белом, как ее зовут, но ответа не получала. Лишь однажды объект видения назвал себя: «Я – Непорочное зачатие!» Сибиру сообщила об этом людям и духовенству, при этом добавила, что не знает значения имени незнакомки. Священникам же был известен смысл этих слов, что их сильно озадачивало. В 1854 году папа Пий IX объявил догмат о непорочном зачатии Девы Марии, согласно которому Мария с того момента, как ее зачала святая Анна, не несла на себе первородного греха благодаря особой благодати. Предполагали, что неграмотная девочка не могла знать о булле папы, посвященной непорочному зачатию Девы Марии. Пока священники раздумывали над этой загадкой, скептики предложили свое объяснение. Бернадетта могла на мессе или на улице случайно услышать про непорочное зачатие. Девочка не запомнила этот эпизод, поскольку не понимала значение понятия, которое невольно услышала. Однако само выражение позднее всплыло в памяти.
После 1858 года Бернадетта больше никогда не видела даму в белом. Католическая церковь постепенно перестала относиться к лурдским событиям с враждебностью и скептицизмом или вовсе их игнорировать. Лурд стал местом массового паломничества, люди желали взять воду из родника в надежде на исцеление (со временем вокруг знаменитого грота стали возводить комплекс религиозных сооружений, ныне известный как Санктуарий). В 1863 году «духовидицу» принял епископ Теодор-Огюстен Форкад. В 1868 году Сибиру постриглась в монастырь сестер милосердия в Невере. В 1879 году она умерла от туберкулеза в возрасте 35 лет.
В первой половине XX века тело Бернадетты трижды эксгумировали, поскольку рассматривался вопрос о ее канонизации. Первый раз останки выкопали в 1909 году, верующим сообщили, что отсутствовали следы разложения, кожа и ногти были абсолютно невредимы. Создавалось впечатление, что покойная мертва несколько часов, а не 30 лет, говорили католикам. В 1919 году была произведена вторая эксгумация, на теле якобы по-прежнему отсутствовали следы разрушения. В 1925 году извлечение тела проводится в третий раз, и снова признаков тлена не обнаруживается. Впрочем, по другим свидетельствам, лицо покойной начало разрушаться. После этого останки переносят в реликварий. В том же году совершается беатификация Бернадетты, ее причисляют к лику блаженных. 8 декабря 1933 года лурдскую «духовидицу» канонизируют.
Помимо Сибиру, в истории католицизма были случаи, когда человеческие тела невероятным образом избегали действия времени. Нетленны мощи святых: Дон Ореоне, Шабраль Маклуф, Катарина Лабур, Беата Маргарита, Тереза Маргарита. Однако Бернадетта выделяется тем, что нетленные мощи остальных святых не имеют столь идеального вида. Несмотря на то что останки не подверглись разрушению, они выглядят как мертвые тела. Сибиру же похожа на спящую красавицу в монашеской одежде. Создается впечатление, будто она вот-вот откроет глаза.
Скептики и ученые никогда не были согласны с тем, что нетленность Бернадетты можно объяснить лишь с позиции чуда. Они искали способ разгадать секрет «спящей» монахини. Первоначально предполагалось, что до эксгумаций останки избежали разложения за счет благоприятных условий захоронения. Если бы эта теория была верна, то предметы, находившиеся у покойной, тоже не должны были пострадать. Однако четки заржавели, крестик потемнел. Тогда скептики выдвинули новую гипотезу – тело подвергли бальзамированию до погребения, процедуру провели тайно.
Скептики выдвигали еще одну версию. Допустим, тело по неизвестным пока науке причинам избежало разложения в могиле, но после третьей эксгумации применили восковое покрытие тела. С лица Сибиру сняли отпечаток, на основе которого создали очень тонкую восковую маску. Затем маску аккуратно наложили на лицо покойной. Существуют расхождения мнений касательно рук святой. Одни считают, что руки тоже покрыты воском, другие не спешат делать выводы, мол, загадка нетленности верхних конечностей разрешится в будущем. Версия с восковой маской на сегодняшний день день наиболее распространена.
Существует четвертая гипотеза. Подозревают, что в реликварии находится восковая кукла, а не тело женщины. В прозрачной раке «духовидица» выглядит лучше, чем при жизни. Неужели в могиле останки не только полностью избежали тления, но и смогли преобразиться? Согласно этой версии, настоящие мощи святой никогда публично не выставлялись. Возможно, при эксгумации тело выглядело не идеально либо после трехкратных извлечений начало увядать. Поэтому пришлось сделать очень качественную восковую куклу и выдавать ее за мощи, избежавшие разложения. Приверженцы данной теории не могут ее подтвердить, ведь у них нет возможности изъять мощи из прозрачного саркофага.
Спящая красавица в монашеском облачении продолжает своим видом бросать вызов законам природы. По крайней мере для тех, кто готов беззаветно верить хранителям мощей.