Андрей Первозванный, согласно легендам, дошел с проповедью не только до пределов исторической Руси, но и территории нынешней России. Николай Ломтев. Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских. XIX век
Согласно идее «русского мира», Россия едина и неделима как политически, так и сакрально. Самый известный пример – «крымская речь» Владимира Путина, где президент России связал Крым и Россию фактом крещения в Херсонесе князя Владимира. Другую область России, Северный Кавказ, адепты «русского мира» связывают с большой Россией через апостолов, по легенде проповедовавших в тех местах: Фаддея (крестителя Армении) и Андрея. Согласно известной легенде, прежде чем возвещать Благую Весть на берегах Днепра и Ладожского озера, апостол Андрей проповедовал на Кавказе, в землях народа под названием «аланы».
В России этноним «аланы» сохранился в официальном наименовании Республики Северная Осетия – Алания. У осетин есть мужское имя Алан. Но на право быть исторической Аланией (и местом проповеди первоверховного апостола) претендуют не только в Осетии, но и в соседней с ней Ингушетии. В Ингушетии считают, что столица республики Магас расположена на месте древней одноименной столицы исторической Алании.
Научная верификация легенды об аланской проповеди апостола Андрея показывает, что на Кавказе ученик Христа действительно мог быть. Более того, он мог проповедовать среди алан. Но искать Аланию конкретно в Осетии или в Ингушетии ненаучно: местонахождение этой страны – до сих пор дискуссионный вопрос среди историков. Если считать Аланией весь маршрут апостола, то эта страна могла быть в самых разных местах Кавказа.
В частности, в грузинской области Сванетия и в приграничной с Грузией Абхазии. В творениях византийского церковного писателя IX века Епифания Монаха описывается маршрут апостола Андрея из «Сусании» (Сванетии) в некую аланскую крепость Химар. Точное местонахождение этой крепости – до сих пор повод для дискуссий (иногда бурных). Химар «селят» в Кодорском ущелье Абхазии, в западной Грузии, в Карачаево-Черкесии (нынешнее село Хумара под Карачаевском), в верховьях реки Кубань и т.д. В осетинских научных кругах была популярна версия, что Химар мог находиться в Аланском царстве, которое располагалось в ареале нынешних Северной и Южной Осетии.
Аланский путь апостола Андрея из Химара пролегал в город Фуста, а оттуда – в Севастополь Великий. Точно сказать, где была Фуста, трудно. Севастополь Великий определен как нынешний Сухум. Таким образом, примерные границы условной Алании, где был Андрей, проходят между Сванетией и Химаром с одной стороны, а с другой – Фустой и Севастополем (Сухумом). По этому маршруту столетия спустя после Андрея проходил и Епифаний Монах. Известно, что, путешествуя по Кавказу, Епифаний фиксировал в памяти все интересное, что слышал от местных жителей. Даже заведомые слухи. А после сводил изложенное в записки. Известия о проповеди апостола Андрея «в землях алан» дошли до нас из путевых записок Епифания Монаха.
Что могло подтолкнуть Епифания к этому? Вряд ли он, человек IX века, мог вдохновиться аланским христианством, поскольку аланы приняли христианство только сто лет спустя. Скорее всего он вдохновился крепостями Химар и Фуста и сделал их местом пребывания Андрея Первозванного. По методике археолога Андрея Виноградова, доцента Высшей школы экономики, обе крепости могли быть расположены примерно в районе Кодорского ущелья (южная Абхазия). «Получается, что Андрей был в верховьях Кодорского ущелья, потом сходил в Аланию и вернулся снова в Кодор, – сказал Виноградов корреспонденту «НГР». – Интересно, что это была за Алания, где по преданию был апостол Андрей? По преданию, Андрей переходил горы. Логично предположить, что он попал в Западную Аланию. Это не Осетия, а современная Карачаево-Черкесия». Но тут же эксперт задается вопросом: что мог делать в тех местах Епифаний Монах? Самая ходовая версия: он выполнял в тех местах дипломатические поручения. Но эта версия разбивается о факты. Во время путешествия Епифания на Кавказ византийским императором был Лев V Армянин – ярый иконоборец, а Епифаний известен как твердый защитник иконопочитания. Император- иконоборец доверил бы своему противнику дипломатическую миссию в опасных местах Кавказа разве что с целью добиться его гибели там. Кроме того, в Византии не было практики делегирования дипломатов-священников в страны, где не было христиан. Германский исследователь Герхард Каль из-за этих нестыковок сделал вывод, что Епифаний Монах на самом деле жил не в IX, а в X веке, когда историческая Алания уже приняла христианство. Можно сказать точно только одно: «внедрение» апостола на Кавказ подчеркивало сакральную власть Византии над этим регионом – форпостом Константинополя на рубежах с Персией и Арабским халифатом.
Интересную версию насчет пребывания Епифания в Алании дают греческие жития святых Максима Исповедника и Феофана Исповедника (конец VIII – начало IX веков). В этих творениях упоминаются аланы в значении дружественного византийцам племени, которое, в частности, охраняло за плату византийские крепости в средней и нижней частях Кодорского ущелья. В частности, такие аланы-наемники несли охрану крепости Вукол предположительно в нижней части Кодорского ущелья. Аланы – охранники крепостей (дружественные «варвары») отделялись византийцами от других алан («варваров» недружественных). Епифаний мог «отправить» апостола Андрея к тем аланам, которые охраняли за деньги византийские крепости. Но относящихся к тому периоду ясных следов христианства ни у «дружественных» аланов, ни тем более у «недружественных» обнаружить не удалось.
Изложенная Епифанием история проповеди апостола Андрея среди алан переписывалась византийскими историками Никитой Давидом Пафлагоном, Симеоном Метафрастом и другими. В XI–XII веках епифаниевское житие апостола попадает в грузинскую хронику «Картлис цховреба» («История грузин») – знаменитый грузинский аналог «Повести временных лет». Но, к явному огорчению современных последователей писателя, историка и первого президента Грузии Звиада Гамсахурдия, который обосновывал идею принадлежности Осетии к Грузии древними грузинскими летописями, стоит сказать: в тексте «Картлис цховреба» хоть и упоминается апостол Андрей, но про Аланию там ничего нет. С легендарной крепостью Химар связана одна интересная деталь: она считается местом упокоения православного святого Максима Исповедника – жившего в VII веке византийского богослова, борца против набиравшей тогда при дворе византийских императоров ереси монофелитства. Епифаний Монах был горячим почитателем Максима Исповедника. Есть версия, что Епифаний «поселил» апостола Андрея в Химаре, чтобы усилить сакральную роль этого места, до того получившего честь стать последним прибежищем византийского святого.
Отдельного разбора заслуживают упоминания в средневековых документах христианского народа аланов, локализованных за пределами исторической Алании. Такие аланы-христиане упоминаются в армянском «Мученичестве Воскянов» (святых I века, учеников апостола Фаддея) и в греческом «Мученичестве Феодора Едесского» (IX век). А в латинской версии записок византийского путешественника Феодора Спудея (668 год) говорится, что Спудей, путешествуя по Кавказу, попал в дом «принцепса (правителя. – «НГР») алан Григория Христолюбивого». Отсюда некоторые ученые делают вывод, что если князь алан в VII веке был христианином, то веровали в Христа и другие аланы. Но при сопоставлении латинской версии (XVII век) с греческим оригиналом (668 год) видно, что в латинском тексте этнонимом «аланы» назван другой народ – лазы, автохтоны древнеабхазского царства Эгриси (II–IX века). Во время путешествия Спудея Эгриси было под властью Византии. Принцепс (в греческом тексте патрикий) мог быть и местным князем, и греческим наместником в византийском придворном чине патрикия. Были случаи, когда под аланами-христианами средневековые хронисты подразумевали жителей Кавказской Албании – государства I–V веков, находившегося на территории нынешних Дагестана, Азербайджана и Грузии. При транслитерации местных самоназваний «Алуанк», «Агванк» и греческого Albania у хронистов невольно выходили «аланы» и «Алания». Христианами псевдоаланы становились, потому что Кавказская Албания приняла христианство на шесть веков раньше реальных алан – в IV веке, когда армянский святой Григорий Просветитель крестил правителя Агванка Урнайра.