0
5793
Газета История Интернет-версия

18.05.2016 00:01:00

Диалог на исторической родине Христа

Борис Колымагин

Об авторе: Борис Федорович Колымагин – писатель, публицист.

Тэги: израиль, палестина, русская духовная миссия, маца, иерусалим, раввин, хрущев


Архимандрит Ювеналий (Поярков) жаловался на хулиганские нападения ультраортодоксов по субботам. Фото с сайта www.rusdm.ru
Архимандрит Ювеналий (Поярков) жаловался на хулиганские нападения ультраортодоксов по субботам. Фото с сайта www.rusdm.ru

В наше время межрелигиозные отношения стали чрезвычайно болезненной темой. Неудивительно, что христианско-иудейский диалог – зона большого напряжения. Он вошел в жизнь многих Церквей, в том числе Русской православной церкви, однако на его пути постоянно вырастают многочисленные препятствия в виде бытового антисемитизма и расхожих мифов о «сатанинской сущности» иудаизма. Стоило, например, патриарху Алексию II в начале 1990-х годов во время визита в США произнести краткую речь в синагоге, как православные фундаменталисты немедленно обвинили его в ереси «жидовствующих». Между тем взаимодействие двух религий чрезвычайно важно и в политической, и в духовной сферах.

В этой связи хотелось бы привести один примечательный эпизод советского прошлого. Когда в середине 1950-х годов иудеи Евпатории отчаялись зарегистрировать свою общину, они обратились с письмом к патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому), прося у него поддержки. В тех суровых условиях патриарх, конечно, мало чем мог помочь. Но важен был сам жест, само ощущение, что ты не один противостоишь безбожной власти.

Вспоминается и проповедь архиепископа Крымского и Симферопольского Луки (Войно-Ясенецкого) о том, что Богородица была еврейкой. Святитель произнес ее аккурат во время сталинской борьбы с космополитизмом.

Для иудаизма характерны разные течения, и своих фундаменталистов там тоже хватает. Их отношение к христианству «в целом скорее настороженное и даже враждебное, что особенно хорошо видно в узкоортодоксальных кругах и районах современного Израиля, в котором христианину, особенно еврею-христианину, жить очень трудно, почти невозможно», – считает священник Георгий Кочетков, один из участников православно-иудейского диалога.

Особенно резко фундаменталисты реагируют на миссионерскую деятельность. Впрочем, большинство традиционных религий в Святой земле не занимаются проповедью и прозелитизмом. Это удел новых религиозных образований. Но когда иудейские ультраортодоксы начинают с ними бороться, под раздачу попадают все.

Документы, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), рассказывают нам о «подвигах» фундаменталистов в Израиле полвека назад.

К вопросу о прозелитизме

Вот только один пример. Жаркое лето 1963 года. «За последнее время в Израиле наблюдаются активные антимиссионерские выступления религиозных евреев, которые коснулись и Церквей, не занимающихся миссионерством. Так называемые пейсатые организовали демонстрации в Иерусалиме, Хайфе и Яффе, где толпами нападали на христианские учреждения и церкви и кидали камнями. Подобные события падают на субботы», – пишет в Москву руководитель Русской духовной миссии (РДМ) в Палестине архимандрит Ювеналий (Поярков) (ныне митрополит Крутицкий и Коломенский, патриарший наместник Московской епархии) (ГАРФ, Ф. 6991, оп. 2, № 514, л. 168).

Почему суббота – понятно. Сходил на службу, пообщался с единоверцами. Домашними делами заниматься нельзя, все-таки день покоя. А ближе к вечеру, когда суббота кончается, можно и побузить. Такова технология религиозных разборок, не только иудейских, но и вообще религиозных: собрались, помолились и – через паузу – пошли.

«Основной причиной антимиссионерских выступлений явились активизация деятельности сектантов: «пятидесятников», «Свидетелей Иеговы» и «адвентистов», которые получают финансовую помощь от своих собратьев из США и Швейцарии», – продолжает свой рассказ начальник миссии (ГАРФ.Ф. 6991, оп. 2, № 514, л. 170). И тут же переходит в практическую плоскость: представители традиционных религий затаились, перестраховываются на каждом шагу. Например, шотландский «священник Тон Гибсон сказал, что ввиду антимиссионерских выступлений англиканская школа св. Тавифы в Яффе ведет переговоры с «Гистадрут» (израильский профсоюз. – «НГР») о контроле евреев над программой и деятельностью этой школы» (ГАРФ.Ф. 6991, оп. 2, № 514, л. 171).

Отказ от проповеди – трудная вещь. И те традиционные религии, которые не захотели совсем отказываться от миссии, попробовали найти для нее приемлемые в местных условиях формы, завернуть ее в правильную упаковку.

Образец такой «упаковки» показали русскому представителю отцы-бенедиктинцы. 22 марта 1963 года начальник миссии архимандрит Варфоломей (Гондаровский) посетил доминиканского священника Бруно. «4 священника-доминиканца делают переводы Писания и изучают древние языки: арамейский, самаритянский, арабский, греческий, еврейский. Священники посещают жителей кибуцев. О. Бруно в своих проповедях старается разъяснить евреям, что Господь по своей любви простил им за распятие Христа и что они должны в своей жизни делать добрые дела, ибо делающий добро ближнему делает это Богу» (ГАРФ.Ф. 6991, оп. 2, № 514, л. 7).

Такое аккуратное рыхление почвы. Вроде и не прозелитизм, и никакой массовости. А глядишь, лет через пять–десять кто-то из иудеев войдет в крещенскую купель.

Русская духовная миссия в 1950–1960-е годы подобным рыхлением в принципе не занималась, сосредоточив свои усилия на дипломатии и организации русского присутствия в Святой земле.

Почему нельзя печь мацу на Песах?

Богословские темы, иногда возникавшие в православно-иудейском диалоге, отдавали дань текущей политике. Израильским иудеям гораздо важнее было установить непосредственную связь со своими единоверцами в СССР и по возможности защитить их от атеистических гонений. Церковные дипломаты исправно доносили наверх поступающие сигналы и уже этим были интересны представителям правительства и доминирующей здесь религии.

Такого рода сигналы передавались в ходе официальных встреч. Об одной из них рассказала газета «Едиот ахронот» от 29.03.1962 в статье «Возможен ли праздник Пасхи без мацы?».

«Главный раввин Израиля Ниссим (главный сефардский раввин Израиля в 1955–1972 годы Ицхак Ниссим. – «НГР») пригласил на беседу начальника Русской духовной миссии архимандрита Варфоломея (к тому времени он уже был бывшим руководителем РДМ, но журналисты это не уточняют. – «НГР»). Раввин требовал, чтобы Русская православная церковь употребила свое влияние на советскую власть дать разрешение евреям печение мацота (маца, пасхальные опресноки. – «НГР»).

Архимандрит сказал, что он даже не может себе представить, что действительно существует запрет на выпечку мацы.

Раввин посоветовал ему обратиться к послу СССР в Израиле для получения точной и официальной информации. Раввин Ниссим просил архимандрита проверить возможность отправки мацы по почте из Израиля в СССР.

Главный сефардский раввин Ицхак Ниссим просил РДМ употребить свое влияние на советскую власть, чтобы евреям в СССР разрешили печь мацу.	Фото с сайта www.gpo.gov.il
Главный сефардский раввин Ицхак Ниссим просил РДМ употребить свое влияние на советскую власть, чтобы евреям в СССР разрешили печь мацу. Фото с сайта www.gpo.gov.il

Архимандрит, в свою очередь, просил дать ему возможность присутствовать в синагоге в пасхальную ночь» (ГАРФ.Ф. 6991, оп. 2, № 469, л. 65).

Хрущевские гонения на религию в СССР усиливались, и проблемы советских иудеев снова и снова дают о себе знать.

Газета «Едиот ахронот» (02.07.1963) в статье «Раввин спрашивал, архимандрит увиливал от ответа» пишет: «Раввин (Ицхак Ниссим. – «НГР») спросил: почему советская власть преследует еврейскую религию? Почему разрушают синагоги? Почему евреям не представляется возможности печь мацу на Пасху? Почему они не имеют права свободного вероисповедания?

Как опытный дипломат архимандрит Ювеналий (Поярков, в феврале 1963 года сменивший Гондаровского на посту главы РДМ. – «НГР»), попытался ускользнуть от прямого ответа и утверждал, что он ничего не слышал о преследовании еврейской религии. В Америке еврейские вожди спрашивали у него об этом же. Может быть, стоило главному раввину Израиля связаться с главным раввином Левиным (раввин Московской хоральной синагоги в 1957–1971 годах Иехуда Лейб Левин. – «НГР») в Москве. Раввин Левин уверенно сможет дать более точную информацию» (ГАРФ.Ф. 6991, оп. 2, № 514, л. 125).

Информация о встрече с главным раввином Израиля Ицхаком Ниссимом содержится и в отчете архимандрита Ювеналия. Здесь она более детализирована. 26 июня 1963 года члены миссии нанесли ему визит. «После обмена приветствиями началась продолжительная беседа (свыше двух часов) о современных проблемах человечества и религии». По мнению Ниссима, «советский атеизм угрожает миру, поэтому все представители религий должны объединиться для борьбы с ним». «Я хорошо понимаю коммунистов и их идеи, но не понимаю, почему они идут против религии. Что будет Советскому Союзу, если евреи будут есть мацу? Если верующие получат свободу вероисповедания?»

«Отсутствие мацы на последнюю Пасху вызвало искреннее возмущение во всех еврейских слоях за границей, даже среди неверующих», – констатировали советские чиновники в Москве. Они предпринимали определенные пиар-шаги, чтобы успокоить общественное мнение. Для этого активно использовались левые, «полезные идиоты», как их называют некоторые современные публицисты, в капиталистических странах. Так, член президентского совета общества «Франция–СССР» адвокат Андре Блюмель заявлял: «Если я не ошибаюсь, в Москве в 1960 году на Пасху мацу продавали в 22 государственных магазинах... В Ленинграде община покупала нужное ей количество муки и изготовляла для верующих мацу. Таким образом, руководители еврейской общины заявили мне, что для 326 тысяч евреев Ленинграда было изготовлено 126 тонн мацы» (ГАРФ.Ф. 6991, оп. 3, № 1405, л. 10).

Попытки многих еврейских религиозных деятелей Израиля приехать в СССР наталкиваются на незримую преграду. Железный занавес опущен. Ниссим зондирует почву: «Можете ли вы ходатайствовать, чтобы молодые верующие евреи могли посещать Израиль с религиозными целями?» (ГАРФ.Ф. 6991, оп. 2, № 514, л. 82).

К подобному зондажу прибегают и другие религиозные политики. Скажем, председатель совета директоров Центра еврейского наследия «Хейкал Шломо» доктор Моше Авраам Яффе во время приема у архимандрита Ювеналия «очень интересовался возможностью переписки главного раввината с московским раввином Левиным». Иехуда Лейб Левин являлся раввином Московской хоральной синагоги и главой иешивы «Коль Яаков». Он в это время не ездил за границу, ссылаясь на болезни, и местные раввины стали задаваться вопросом: нельзя ли на его место поставить не такого больного раввина?

Активно участвовал в дипломатических разговорах и заведующий библиотекой Главного раввината доктор Цви Гаркави. 28 января 1965 года во время посещения начальника РДМ архимандрита Гермогена (Орехова), сменившего в конце 1964 года Пояркова, он поинтересовался: не может ли миссия оказать содействие для поездки главного московского раввина Левина в Лондон на всеевропейский съезд раввинов. До этого Левин сообщил организаторам, что заболел и приехать не сможет. Гермоген развел руками: ни миссия, ни Церковь не имеют отношения к конгрессу.

Гаркави предложил начать дружеские контакты между миссией и Главным раввинатом в Иерусалиме и в СССР – между верующими евреями во главе с раввином Левиным и Московской патриархией. «Этим, как он считает, можно помочь верующим евреям в СССР в их организации и централизации. До сих пор верующие евреи не имеют своего главного раввина, и хотя Левин и фигурирует как главный, но он таковым официально не признан» (ГАРФ.Ф. 6991, оп. 2, № 514, л. 18).

Политика и богословские трения

Доктор Цви Гаркави нередко ставил перед собеседниками богословские вопросы, ставшие особенно актуальными в связи со Вторым Ватиканским собором Католической церкви. Вот и архимандрита Гермогена (Орехова) он стал пытать на тему покаяния РПЦ. «Почему Русская церковь ничего не предпринимает и не поднимает вопроса о снятии вины с евреев за убийство Христа, подобно Католической церкви?» «Православная русская церковь, – продолжал Гаркави, – отрекомендовала себя как поборница гуманных идей в мире и защитница угнетенных и обездоленных. Так почему же ей не защитить евреев, подав свой голос против ложного обвинения, что все евреи причастны к смерти Христа, которое еще имеется среди верующих русских людей. Ведь это действие будет чисто гуманное и не затронет богословия Православной церкви».

«Для начала он предлагал сделать в этой области хотя бы то, чтобы изъять из богослужебных книг Православной церкви антиеврейские и антисемитские выражения». «И было бы очень хорошо, если бы Православная церковь, – продолжал он, – опередила в этом отношении Католическую, пока те размышляют».

Архимандрит отбивался и даже перешел в контрнаступление: «Если вы, евреи в Израиле и во всем мире, одобряете действия католиков на Ватиканском соборе по еврейскому документу и согласны с ним, расцениваете это как дружеский шаг католиков к еврейству, то почему бы вам не протянуть и своей руки им, заявив на весь мир, что вы, современные евреи, не разделяете действия тех, кто выступал против Христа и осудил Его на смерть?» На это Гаркави ответил, что такого заявления они сделать не могут» (ГАРФ.Ф. 6991, оп. 2, № 514, лл. 17, 18).

Несколько дней спустя он «доверительно сообщил» архимандриту, что «в вопросе о Ватиканском документе большую роль сыграли американские евреи-реформисты через свое влияние на католических американских епископов и вообще католиков» (ГАРФ.Ф. 6991, оп. 2, № 514, л. 56).

В конце ноября 1964 года Русскую миссию посетил советник по христианским вопросам при Министерстве религий Израиля доктор Варди. «В процессе беседы был затронут вопрос и о решении Ватиканского собора снять вину с евреев за распятие Христа. По мнению Варди, это решение историческое. Его приветствуют евреи во всем мире. Важно это решение с точки зрения космополитической. В результате этого решения мировое еврейство реабилитируется перед мировой христианской общественностью и католицизм этим искупает свою многовековую вину перед евреями» (ГАРФ.Ф. 6991, оп. 2, № 554, л. 197).

Варди напомнил архимандриту Ювеналию ватиканскую мотивировку: в убийстве Христа повинно все человечество.

Обсуждением деяний Второго Ватиканского собора, пожалуй, и ограничивается богословский дискурс. Политические вопросы волнуют участников гораздо больше. Они задаются в лоб. Или вскользь: мол, хотите – отвечайте, хотите – нет. Так, архимандрит Ювеналий спрашивает доктора Цви Гаркави о причинах провозглашения в Судный день (Йом Кипур) в синагогах Израиля молитвы «о страждущих евреях Советского Союза», составленной главным раввином Ниссимом. Гаркави отвечает, что это плод не совсем тактичного поведения раввина, имеющего иракское происхождение. И «повторил избитые доводы о притеснениях евреев в Советском Союзе» (ГАРФ.Ф. 6991, оп. 2, № 514, л. 170).

К слову, благодаря посредничеству миссии Гаркави удалось получить визу в СССР. Он ездил в город на Неве, где его отец-гебраист Авраам Гаркави еще в императорской России работал в публичной библиотеке и написал около 400 статей.

Разумеется, Русская духовная миссия в целях успешной деятельности была заинтересована в контактах с главой Израильского государства и пользовалась для их расширения самыми разными поводами. Так, 10 февраля 1963 года глава миссии присутствовал на открытии новой самаритянской синагоги в Холоне, городе, который находится недалеко от Тель-Авива. Открывал синагогу президент Израиля Ицхак Бен-Цви (ГАРФ.Ф. 6991, оп. 2, № 514, л. 7). Надо заметить, что в 1954 году по инициативе Бен-Цви на юго-востоке Холона был основан Самаритянский квартал. В квартале находились две самаритянские синагоги и Институт по изучению самаритянской религии. Всего же проживающих в квартале самаритян было чуть более 300 человек.

11 февраля 1963 года глава РДМ архимандрит Варфоломей (Гондаровский) присутствовал на приеме в Кнессете и беседовал с президентом Бен-Цви и министром иностранных дел Голдой Меир, которая обещала посетить миссию.

Приехавший на смену Гондаровскому архимандрит Ювеналий (Поярков) также общался с президентом. Он нанес визит новому президенту Израиля Залману Шазару (1889–1974). Разговор состоялся на русском языке. «Во время беседы президент сказал, что год назад, 16 мая, он приезжал в СССР и посещал Москву, Ленинград и Минск. В Ленинграде он провел детские и студенческие годы, с большой теплотой вспоминал об этом (в Санкт-Петербурге в 1907 году Шазар учился на Высших курсах востоковедения. – «НГР»). Несколько раз президент подчеркивал, что он очень сожалеет, что теперь ему почти невозможно приехать в Советский Союз, занимая высокое общественное положение в Израиле». «Я напомнил президенту, что его предшественник Бен Цви посещал нашу миссию, и выразил надежду, что и он окажет внимание РДМ своим посещением» (ГАРФ.Ф. 6991, оп. 2, № 514, л. 89).

И после архимандрита Ювеналия традиция таких встреч продолжилась. Например, в канун Нового, 1965 года новый начальник РДМ Гермоген (Орехов) присутствует на приеме, устроенном для глав и представителей различных религиозных объединений. «В беседе со мной президент проявил живой интерес к жизни нашей миссии, а также интересовался нашей библиотекой и высказал пожелание познакомиться с нашей библиотекой и чтобы мы имели литературный обмен с библиотеками Иерусалима», – сообщал Орехов (ГАРФ.Ф. 6991, оп. 2, № 595, л. 54).

Так православно-иудейский диалог перешел в политическое измерение, имеющее разве что косвенное отношение к вере.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1436
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1638
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1745
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4051

Другие новости