0
11754
Газета История Интернет-версия

05.08.2015 00:01:00

Украинский Моисей или мастер компромиссов?

Тэги: украина, шептицкий, грекокатолики, униаты, вторая мировая война, гитлер, сталин, холокост


украина, шептицкий, греко-католики, униаты, вторая мировая война, гитлер, сталин, холокост Во Львове лидер УГКЦ архиепископ Святослав Шевчук и президент Петр Порошенко открыли памятник митрополиту. Фото с официального сайта президента Украины

В Украине отмечают 150-летие со дня рождения митрополита Андрея Шептицкого, бывшего главой Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) в первой половине XX века. Мероприятия проходили не только на церковном, но и на государственном уровне. Во Львове 29 июля с.г. при участии президента Украины Петра Порошенко открыли памятник митрополиту. Присутствовало около 20 тыс. человек. Говоря о значении Шептицкого, Порошенко отметил, что митрополиту принадлежит одна из главных ролей в консолидации украинцев в единую нацию. «Недаром еще при жизни многие называли его украинским Моисеем. Он провел галицкое украинство через две мировые войны и жернова межвоенных бедствий», – сказал президент. «Свое слово о великом владыке и слуге Божьем адресую не только греко-католикам, но всей Украине. Потому что митрополит Шептицкий принадлежит не только Греко-католической церкви. Он принадлежит всей Украине, всей Европе, всему миру. Историческое значение его деятельности выходит за рамки религиозной сферы», – заявил Порошенко.

На церковном уровне среди событий, связанных с именем митрополита Андрея Шептицкого, стоит особо отметить частную аудиенцию у папы Римского Франциска кардинала Анджело Амато, префекта Конгрегации по канонизации, состоявшуюся 16 июля с.г., во время которой были утверждены декреты этого ведомства, касающиеся признания добродетелей кандидатов на беатификацию. Первым в этом списке был именно митрополит Шептицкий. Подтверждение героических добродетелей – это один из этапов процесса, после которого для беатификации нужно подтверждение чуда, случившегося при посредстве кандидата.

Однако широкую общественность волнует исторический контекст деятельности митрополита Андрея Шептицкого, то есть нацистская оккупация Западной Украины и то, насколько достойно вел себя галицкий владыка во время этих трагических событий. Особое значение имеет то, как Шептицкий реагировал на истребление евреев и поляков во Львове в 1940 году. Неизвестно о публичных протестах главы УГКЦ против погромов, однако в его пользу говорит значительное число спасенных лично им или его родственниками евреев. Тем не менее в 1981 году комиссия израильского центра «Яд Вашем» отказала просившим присвоить Шептицкому звание праведника народов мира. Наконец, как можно воспринимать героизацию митрополита в нынешней Украине, не вызовет ли это реакции, подобной той, какую вызывает героизация вождей украинских националистов вроде Бандеры? Все эти вопросы мы обращаем к религиозным и общественным деятелям.

Любомир Гузар, верховный архиепископ 

Киево-Галицкий, 

глава Украинской 

грекокатолической 

церкви в 2001–2011 годах

Этот человек – святой. Человек, который старался и работал для других людей, всех людей, а не только верующих Украинской греко-католической церкви. Митрополит Шептицкий служил не только галичанам, но всем украинцам. Во время голодомора 1933–1934 годов он выступил в защиту православных украинцев в Восточной Украине, потом защищал Православную церковь на Волыни, Холмщине. Он думал обо всех украинцах. Для него понятие Украины всегда было понятием целостным. К сожалению, 70 лет о Шептицком к востоку от Збруча (пограничная река между Российской и Австрийской империями, а затем между СССР и Польшей - «НГР») ничего не слышали, а если слышали, то только плохое. Поэтому я думаю, что нынешнее празднование очень полезно, поскольку многие люди услышат о Шептицком.

Что касается его отношения к Гитлеру и Сталину, то он прекрасно понимал, что происходит в мире. Вот вам пример. Митрополит имел такой обычай: каждый год в день святого пророка Ильи, 2 августа, посещать монастырь Студийского устава в местечке Унев. Он произносил слово перед монахами. В 1938 году, еще до начала Второй мировой войны, так мне рассказывал монах, который присутствовал на такой встрече и лично это слышал, митрополит предсказал очень трудные времена, имея в виду наступающий большевизм. Он не имел никаких иллюзий относительно Сталина. Есть письмо, обращенное к народу, когда большевики возвращались в Западную Украину в 1943–1944 годах, где он говорит: хорошо, что они приходят, потому что будет хоть какой-то порядок. Потому что в данный конкретный момент он понял, что нужен кто-то, кто бы навел порядок. Что касается Гитлера, то и ему митрополит писал, будучи протектором Украинского национального совета, и упрекал его, что тот не выполнил своих обещаний Украине. Митрополит один из очень немногих во всем мире, кто протестовал против преследования евреев. На это надо было иметь смелость, чтобы написать письмо такому злодею, как Гиммлер.

Его упрекают в сотрудничестве с нацистами и в том, что он недостаточно помогал евреям. Мог ли он больше помочь, я не знаю. Но пусть те, кто предъявляют ему обвинения, похвалятся, что они сделали то же или больше. Я думаю, что здесь дешевая политическая игра. Просто во время голосования в «Яд Вашем» не захотели надлежаще отметить украинцев, и на этом пострадал Шептицкий.

Андрей Юраш, директор департамента 

по делам религий 

и национальностей 

Министерства культуры Украины

Андрей Шептицкий провел свою Церковь через бури XX века, как Моисей евреев. Евреев Шептицкий тоже выводил – из нацистского ада.		Алексей Новаковский. Портрет Андрея Шептицкого. 1915–1919
Андрей Шептицкий провел свою Церковь через бури XX века, как Моисей евреев. Евреев Шептицкий тоже выводил – из нацистского ада. Алексей Новаковский. Портрет Андрея Шептицкого. 1915–1919

Митрополит Андрей Шептицкий жил во времена, когда нацистская Германия установила контроль над Украиной. Очевидно, что он не мог не взаимодействовать с той властью. То, что делал как лидер своей религиозной общины митрополит Андрей Шептицкий, надо рассматривать в контексте того времени. Украинцы Галичины, греко-католики, или униаты, как их называют в России, – это уникальная этнорелигиозная община, которая долгое время не имела политического руководства. И де-факто духовный глава этого сообщества был политическим, общественным лидером той части украинского этноса, которая проживала в австро-венгерской Галичине. В 1914–1915 годах впервые пришла российская армия, затем была Западно Украинская народная республика, затем Вторая Речь Посполитая, потом советская власть и только затем – немецкая администрация. Я специально называю все эти периоды, чтобы показать, что Шептицкий был вынужден взаимодействовать со всеми. И в такой же степени, как он взаимодействовал с немецкими оккупационными властями, он вначале взаимодействовал в 1939–1941 годах с советской властью. И если так, то его можно назвать сталинистом, большевиком или коллаборантом советского режима. Но он однозначно ни большевистскую власть, ни немецкую не воспринимал. По делам надо смотреть. О нем как о сознательном коллаборанте немецкого режима можно было бы говорить тогда, когда он это делал не по принуждению, не вследствие определенных обстоятельств, а из-за своего сознательного политического или идеологического выбора. Конечно, такого не было. Поэтому это абсолютно спекулятивная вещь.

Мне кажется, что образ митрополита Андрея Шептицкого уже перешел границы регионального лидера, деятеля и символа, выйдя на общенациональный уровень. Украина потому теперь и выжила, что Западная Украина, в том числе и благодаря греко-католической традиции, сохранила тот потенциал национальной самобытности, который, к сожалению, с середины XVIII столетия был существенно подточен на «большой Украине». И произошло это благодаря Шептицкому, который в 1901 году стал духовным лидером той части Украины, которая могла свободно развиваться. Это он сделал и утвердил Галичину такой, какой мы ее имеем сейчас. Иными словами, Шептицкий стоит у истоков нашей нынешней культурной и духовной традиции.

Общеизвестно, что и он, и его брат Климентий Шептицкий лично занимались спасением евреев и спасли несколько сотен человек. На фоне миллионов жертв холокоста это капля в море, но и эта капля однозначно свидетельствует об их позиции и их отношении к трагедии, которая происходила по всей Европе. То, что Шептицкому не присвоили звание праведника мира, порождено теми обстоятельствами времени, когда жил митрополит. Никто в мире не отрицает, что Шептицкий спасал евреев. Здесь можно и еврейскую сторону понять: что любой, кто во времена Второй мировой войны взаимодействовал и прямо или косвенно декларировал лояльность немецким властям, автоматически не может стать праведником мира. Никто даже в советское время не писал и не заявлял, что Шептицкий относился к евреям плохо или двояко. Мне кажется, что и Украина мало проявляет своих возможностей, чтобы объяснить те реальные обстоятельства, в которых действовал Шептицкий. Для этого нужна целенаправленная, системная работа.

Мордехай Шломо Балд, главный раввин Львова 

и Львовской области

Говорить о событиях более чем 70-летней давности сложно, ведь мы не жили в то время и при тех условиях, так что нет однозначного ответа на вопросы, мог ли митрополит Андрей Шептицкий спасти больше евреев во Львове или как он должен был поступать с приходом в Галичину сначала Красной армии, а потом немецкого вермахта. Но есть неоспоримый факт: Шептицкий в то непростое время спасал евреев. Иудейская община Львова благодарна ему за это, как и тысячам других людей разных национальностей, рисковавших своей жизнью ради того, чтобы уменьшить количество жертв холокоста. Мы можем выразить сожаление по поводу отказа комиссией «Яд Вашем» признать Шептицкого праведником мира, но, к сожалению, мы на них никаким образом влиять не можем. И в то же время мы полностью поддерживаем инициативу еврейской общины Украины, которая в мае 2008 года признала его праведником, посадив возле синагоги Бродского в Киеве Дерево жизни как память о владыке.

Юрий Каннер, 

президент Российского 

еврейского конгресса

Я родился на Украине и помню, что тогда имя Андрея Шептицкого упоминали шепотом. Это была популярная среди украинцев личность. Отношение евреев к нему сложное. Он приветствовал нацистов, а с другой стороны – прятал евреев. Самый известный человек, спасенный им, – Давид Кахане, он потом стал раввином Войска Польского и главным раввином Военно-воздушных сил Израиля. Шептицкий также известен тем, что выступал в 1913 году в оправдание Бейлиса, которого в Киеве обвиняли в ритуальном убийстве. Шептицкий – непростая фигура. Он разрывался между верностью народу, к которому принадлежал, и верностью своим религиозным взглядам. Он был очень образованным человеком, знал иврит, и в период между двумя мировыми войнами его очень уважала еврейская община. Хотя в это время в Галиции был силен антисемитизм. Как в 1941 году он приветствовал гитлеровцев, в 1944 году, когда Львов был освобожден, он точно так же приветствовал Сталина.

Давид Кахане выдвинул его на присуждение звания праведников народов мира и свидетельствовал, что он его спас, но в то же время сам при голосовании воздержался. Брат Андрея Шептицкого, Климентий, был все же признан праведником народов мира. Не знаю, как бы я голосовал, наверное, воздержался, как Кахане.

До войны в органах НКВД на Украине служило много евреев, и погромы 1941 года объясняли ненавистью к большевикам. Перед самой войной расстреляли семью брата Шептицкого, Льва. Но митрополит Андрей был образованным человеком, и я не думаю, что он возлагал вину за это на евреев.

Сейчас в Израиле есть политик левых убеждений Ицхак Герцог. Его дед был главным раввином Израиля. Он ездил по католическим монастырям Польши и Франции после войны, искал еврейских детей, которые там нашли убежище. Некоторых детей ему вернули, он вывез их в Израиль, и среди них были дети, спасенные Шептицким во время войны. Их переправляли из Львова в монастыри на Запад. Так спасли сотни детей.

У еврейских организаций нет оснований упрекать Шептицкого в поддержке холокоста или антисемитизме. Его даже нельзя упрекнуть, что он спасал евреев, чтобы оправдаться после войн. Он начал это делать еще в 1941–1942 годах, когда было трудно предположить поражение Германии. По поводу его открытой поддержки нацистских оккупантов мы можем только выразить сожаление.

Важная деталь. Если его сейчас будут делать мучеником, преследуемым советскими властями, евреями или кем-то там еще, это будет неправдой. Он избежал преследований, в 1944 году, когда Львов был освобожден Красной армией, его не трогали. Он пытался наладить нормальные отношения с новой властью, посылал в Москву своих представителей, послал Сталину приветственную телеграмму. В отличие от своих братьев лично он не пострадал от советской власти.

Владислав Петрушко, 

профессор 

православного 

Свято-Тихоновского 

гуманитарного 

университета

Шептицкий все же гораздо более сложная фигура, чем Бандера. Никакие идеалы не заслуживают того, чтобы проливалась кровь невинных людей, совершался террор. Шептицкий – это человек, в котором сочетались какие-то совершенно, казалось бы, несочетаемые вещи. Он сотрудничал с нацистами и в то же время спасал от них еврейских детей, одновременно он отказал в ходатайстве за бывшего польского премьера Бартеля, которого все-таки казнили нацисты. С одной стороны, человек приспосабливался к любому режиму, который существовал в то время на территории Галиции. Он успел пропеть осанну и австрийскому императору Францу-Иосифу, и Николаю II, и польским и немецким оккупационным властям, и напоследок товарищу Сталину. Но, с другой стороны, нельзя у него отнять того, что он стремился поставить заслон на пути латинизации униатской Церкви, он искренне стремился ее очистить, приблизить к восточному обряду, сохранить в ней некое наследие православия. На мой взгляд, фигура очень сложная, которую нельзя героизировать, скорее трагическая фигура, в которой сочетаются сложные проявления души. Безусловно, Шептицкий, не был каким-то бескомпромиссным героем. Он очень часто шел на компромисс со своей совестью. Но в то же время демонизировать его, как Бандеру, не стоит.

Киев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3133
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3513
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2565
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4533

Другие новости