0
10200
Газета История Интернет-версия

16.04.2014 00:01:00

Гуманность принесли в жертву «Викингам»

Тэги: викинги, жертвоприношение, язычество, храм, телесериал


викинги, жертвоприношение, язычество, храм, телесериал Жрец в храме Уппсалы рядом с изваянием бога Фрейра, каким его увидели авторы телеверсии истории викингов. Кадр из телесериала «Викинги»

Большую популярность у российской и зарубежной аудитории приобрел канадско-ирландский сериал «Викинги», стартовавший год назад на международном телеканале History. У нас он известен в основном по любительским переводам, выкладываемым в Интернете. Особый интерес представляют сцены, где показаны дохристианские храмы Скандинавии и языческие жертвоприношения. Ранее подобные обряды мало кто пытался воспроизвести на экране, особенно с опорой на исторические источники.

Поскольку контент History Channel предполагает определенную историческую аутентичность показываемой картинки, а сценарист и исполнительный продюсер «Викингов» британец Майкл Херст ранее заслужил одобрительные отзывы за выпускаемый им костюмированный телесериал «Тюдоры» (2007–2010), попытка воссоздания быта и веры викингов получилась удачной. 

Первое обращение в телесериале к скандинавской языческой обрядности – похороны ярла Харальдсона в 6-й серии 1-го сезона «Погребение мертвых». Нетрудно заметить, что сценаристы в данном случае целиком ориентировались на известную зарисовку похорон знатного руса (сочтенного Херстом скандинавом) в «Путешествии ибн Фадлана на Волгу в 922 году», что подтверждает фраза, с помощью которой один из язычников-скандинавов характеризует жрицу: «Мы зовем ее ангелом смерти». Сравним с описанием арабского путешественника Х века: «Пришла старая женщина, которую называют ангел смерти, большая и мрачная… она убивает девушек». 

Интересна 8-я серия 1-го сезона «Жертва», в которой герои телесериала попадают в центральный храм древних скандинавов в Уппсале и становятся свидетелями (а один из них – жертвой) совершаемых там обрядов. Единственное описание его находится в 4-й книге «Деяний архиепископов Гамбургской Церкви» Адама Бременского, завершенной к  1075 году. По данным хрониста, прозванного позже «германским Тацитом», храм в Уппсале был «расположен на равнине, которая со всех сторон окружена горами наподобие театра», и он «целиком изготовлен из золота». Этими подробностями авторы сериала предпочли пренебречь – ведь вид культового здания, сияющего золотой крышей, на горной вершине, с которой спадает водопад, гораздо эффектнее.

Что же касается архитектуры, то здесь Херст и его коллеги, очевидно, учли мнение известного исследователя Хильды Давидсон, писавшей в книге «Языческая Скандинавия» (Лондон, 1967): «Облик храмов, которые строили в конце эпохи викингов, можно восстановить по средневековым деревянным церквам, сохранившимся в Норвегии с XII и XIII веков. Они не очень большие, но высокие, с многоярусной крышей, а внутри довольно темные... В самых красивых деревянных церквах в Урнесе, Хопперстаде, Боргунде и Голе до сих пор сохранилась таинственная и величественная атмосфера, которая, возможно, была характерна для утерянных языческих храмов». Архитектура храма в сериале явно «списана» с мачтового храма в селении Боргунд в Западной Норвегии – единственного, фото которого приведено в книге Давидсон. Прочие древние церкви Норвегии достаточно заметно отличаются от него внешним видом.

«В этом храме… находятся статуи трех почитаемых народом богов, – пишет Адам Бременский, опиравшийся на данные о христианизации скандинавов, имевшиеся в архивах Бременской архиепископии. – Самый могущественный из них, Тор, восседает на троне посреди парадного зала; с одной стороны от него – Водан, а с другой – Фрикко (Фрейр «Старшей Эдды». – «НГР»)». В сериале этот порядок несколько нарушен - в центре храма высится деревянный идол Одина (Вотана), по бокам от него у стен - изваянные сидящими Тор и Фрейр.

«Ко всем их богам, – добавляет о храме в Уппсале Адам Бременский, – приставлены жрецы, которые от имени народа приносят им жертвы». Языческие служители в сериале показаны гротескно – с голыми и подвергшимися шрамированию черепами, искаженными лицами и подкрашенными глазами, одетыми в подобие ряс. Насколько это соответствует исторической реальности – сказать сложно. Никаких материальных или письменных источников в этом плане не сохранилось. Можно лишь предполагать, что германо-скандинавское жречество могло иметь черты травестизма. 

Существует немало упоминаний, что отправление культа и гадание у воинственных северян было прерогативой прежде всего женщин. В параллель старой женщине, «ангелу смерти» Ахмеда ибн Фадлана, можно вспомнить описание у историка Страбона кимврской войны, которую пришлось вести Риму в I веке до н.э. Кимвры, выходцы из Ютландии, так же как и викинги, считали «смерть на поле брани единственной приличествующей свободному человеку». Войско варваров, пишет римский историк, «в походе сопровождали седовласые жрицы-прорицательницы». «С обнаженными мечами эти жрицы бежали через лагерь навстречу пленникам, – сообщает Страбон, – надевали на них венки и затем подводили их к медному жертвенному сосуду… здесь находился помост, на который восходила жрица и, наклонившись над котлом, перерезала горло каждому поднятому туда пленнику». Тацит (II век н.э.) упоминает, что у жившего где-то близ Балтийского моря германского племени наганарвалов отправление культа в священной роще возглавлял «жрец в женском наряде». А в «Старшей Эдде», по которой реконструируют мифологию викингов, в перебранке богов Асгарда есть такая фраза: «Ты… бил в барабан, средь людей колдовал, как делают ведьмы: ты – муж женовидный».

Оставленные Адамом Бременским описания ритуалов в Уппсале весьма похожи на те, что за тысячу лет до того совершали в походах кимвры. В жертву приносили скот и людей, которым перерезали горло, сливали кровь в жертвенные чаши и вешали тела вверх ногами на деревьях. Этому обряду и подготовке к нему в сериале уделена почти целиком серия «Жертва». По мнению сценариста, скандинавы избирали жертв из своей среды, как карфагеняне и иудеи (Иеффай), но в отличие от них это избранничество якобы было добровольным и даже почетным, так как жертва должна была обеспечить племени благоволение богов. Сцена, где король Хорик в окружении жрецов храма перерезает специальным мечом горло жертвам – начиная с кур и коз и заканчивая девятью своими подданными, – является одной из самых драматичных в телесериале.

Подобные обряды совершали и лидеры общин. Например, в 5-й серии 2-го сезона «Ответы в крови» в Каттегате, управляемом главным героем телесериала ярлом Рагнаром Лодброком, по случаю изгнания захватчиков один из пленников приносится в жертву богам: ему, коленопреклоненному, перерубают шею ударом топора. Подобный обряд у языческих скандинавов описывал французский хронист Бенуа де Сент-Мор (ум. в 1173): «Приносили жертву богу, именуемому среди них Тором… Взявши в руки бычье ярмо, жрец размозживал череп тем, которые были избраны для жертвы, одним ударом…  и извлекал, сколько мог, крови из тела». После этого норманны «окропляют и смазывают себе лицо и голову кровью». Такого рода «кровавое причастие» показано в фильме не раз, передавая жестокую атмосферу эпохи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1937
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3961
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2999
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2454

Другие новости