Жрец в храме Уппсалы рядом с изваянием бога Фрейра, каким его увидели авторы телеверсии истории викингов. Кадр из телесериала «Викинги»
Большую популярность у российской и зарубежной аудитории приобрел канадско-ирландский сериал «Викинги», стартовавший год назад на международном телеканале History. У нас он известен в основном по любительским переводам, выкладываемым в Интернете. Особый интерес представляют сцены, где показаны дохристианские храмы Скандинавии и языческие жертвоприношения. Ранее подобные обряды мало кто пытался воспроизвести на экране, особенно с опорой на исторические источники.
Поскольку контент History Channel предполагает определенную историческую аутентичность показываемой картинки, а сценарист и исполнительный продюсер «Викингов» британец Майкл Херст ранее заслужил одобрительные отзывы за выпускаемый им костюмированный телесериал «Тюдоры» (2007–2010), попытка воссоздания быта и веры викингов получилась удачной.
Первое обращение в телесериале к скандинавской языческой обрядности – похороны ярла Харальдсона в 6-й серии 1-го сезона «Погребение мертвых». Нетрудно заметить, что сценаристы в данном случае целиком ориентировались на известную зарисовку похорон знатного руса (сочтенного Херстом скандинавом) в «Путешествии ибн Фадлана на Волгу в 922 году», что подтверждает фраза, с помощью которой один из язычников-скандинавов характеризует жрицу: «Мы зовем ее ангелом смерти». Сравним с описанием арабского путешественника Х века: «Пришла старая женщина, которую называют ангел смерти, большая и мрачная… она убивает девушек».
Интересна 8-я серия 1-го сезона «Жертва», в которой герои телесериала попадают в центральный храм древних скандинавов в Уппсале и становятся свидетелями (а один из них – жертвой) совершаемых там обрядов. Единственное описание его находится в 4-й книге «Деяний архиепископов Гамбургской Церкви» Адама Бременского, завершенной к 1075 году. По данным хрониста, прозванного позже «германским Тацитом», храм в Уппсале был «расположен на равнине, которая со всех сторон окружена горами наподобие театра», и он «целиком изготовлен из золота». Этими подробностями авторы сериала предпочли пренебречь – ведь вид культового здания, сияющего золотой крышей, на горной вершине, с которой спадает водопад, гораздо эффектнее.
Что же касается архитектуры, то здесь Херст и его коллеги, очевидно, учли мнение известного исследователя Хильды Давидсон, писавшей в книге «Языческая Скандинавия» (Лондон, 1967): «Облик храмов, которые строили в конце эпохи викингов, можно восстановить по средневековым деревянным церквам, сохранившимся в Норвегии с XII и XIII веков. Они не очень большие, но высокие, с многоярусной крышей, а внутри довольно темные... В самых красивых деревянных церквах в Урнесе, Хопперстаде, Боргунде и Голе до сих пор сохранилась таинственная и величественная атмосфера, которая, возможно, была характерна для утерянных языческих храмов». Архитектура храма в сериале явно «списана» с мачтового храма в селении Боргунд в Западной Норвегии – единственного, фото которого приведено в книге Давидсон. Прочие древние церкви Норвегии достаточно заметно отличаются от него внешним видом.
«В этом храме… находятся статуи трех почитаемых народом богов, – пишет Адам Бременский, опиравшийся на данные о христианизации скандинавов, имевшиеся в архивах Бременской архиепископии. – Самый могущественный из них, Тор, восседает на троне посреди парадного зала; с одной стороны от него – Водан, а с другой – Фрикко (Фрейр «Старшей Эдды». – «НГР»)». В сериале этот порядок несколько нарушен - в центре храма высится деревянный идол Одина (Вотана), по бокам от него у стен - изваянные сидящими Тор и Фрейр.
«Ко всем их богам, – добавляет о храме в Уппсале Адам Бременский, – приставлены жрецы, которые от имени народа приносят им жертвы». Языческие служители в сериале показаны гротескно – с голыми и подвергшимися шрамированию черепами, искаженными лицами и подкрашенными глазами, одетыми в подобие ряс. Насколько это соответствует исторической реальности – сказать сложно. Никаких материальных или письменных источников в этом плане не сохранилось. Можно лишь предполагать, что германо-скандинавское жречество могло иметь черты травестизма.
Существует немало упоминаний, что отправление культа и гадание у воинственных северян было прерогативой прежде всего женщин. В параллель старой женщине, «ангелу смерти» Ахмеда ибн Фадлана, можно вспомнить описание у историка Страбона кимврской войны, которую пришлось вести Риму в I веке до н.э. Кимвры, выходцы из Ютландии, так же как и викинги, считали «смерть на поле брани единственной приличествующей свободному человеку». Войско варваров, пишет римский историк, «в походе сопровождали седовласые жрицы-прорицательницы». «С обнаженными мечами эти жрицы бежали через лагерь навстречу пленникам, – сообщает Страбон, – надевали на них венки и затем подводили их к медному жертвенному сосуду… здесь находился помост, на который восходила жрица и, наклонившись над котлом, перерезала горло каждому поднятому туда пленнику». Тацит (II век н.э.) упоминает, что у жившего где-то близ Балтийского моря германского племени наганарвалов отправление культа в священной роще возглавлял «жрец в женском наряде». А в «Старшей Эдде», по которой реконструируют мифологию викингов, в перебранке богов Асгарда есть такая фраза: «Ты… бил в барабан, средь людей колдовал, как делают ведьмы: ты – муж женовидный».
Оставленные Адамом Бременским описания ритуалов в Уппсале весьма похожи на те, что за тысячу лет до того совершали в походах кимвры. В жертву приносили скот и людей, которым перерезали горло, сливали кровь в жертвенные чаши и вешали тела вверх ногами на деревьях. Этому обряду и подготовке к нему в сериале уделена почти целиком серия «Жертва». По мнению сценариста, скандинавы избирали жертв из своей среды, как карфагеняне и иудеи (Иеффай), но в отличие от них это избранничество якобы было добровольным и даже почетным, так как жертва должна была обеспечить племени благоволение богов. Сцена, где король Хорик в окружении жрецов храма перерезает специальным мечом горло жертвам – начиная с кур и коз и заканчивая девятью своими подданными, – является одной из самых драматичных в телесериале.
Подобные обряды совершали и лидеры общин. Например, в 5-й серии 2-го сезона «Ответы в крови» в Каттегате, управляемом главным героем телесериала ярлом Рагнаром Лодброком, по случаю изгнания захватчиков один из пленников приносится в жертву богам: ему, коленопреклоненному, перерубают шею ударом топора. Подобный обряд у языческих скандинавов описывал французский хронист Бенуа де Сент-Мор (ум. в 1173): «Приносили жертву богу, именуемому среди них Тором… Взявши в руки бычье ярмо, жрец размозживал череп тем, которые были избраны для жертвы, одним ударом… и извлекал, сколько мог, крови из тела». После этого норманны «окропляют и смазывают себе лицо и голову кровью». Такого рода «кровавое причастие» показано в фильме не раз, передавая жестокую атмосферу эпохи.