Фото официального сайта Московской патриархии
В наши дни христианские конфессии стремятся отыскать для себя место в инфраструктуре большого спорта. Так было не всегда. На протяжении веков религиозные лидеры отзывались о состязаниях атлетов как об искушении. Вместе с тем, утверждение о принципиальной враждебности ранней Церкви спорту как зрелищу также не соответствует действительности.
В истории случается так, что сплетение совпадающих по времени событий не позволяет отделить причину от следствия. В IV веке римские власти поставили под запрет Олимпийские игры. Решение, невозможное в наши дни, не вызвало брожения в империи. Значительную часть ее населения составляли христиане, посещавшие Олимпиады, но не готовые ради них бороться с государством.
Запрет Олимпийских игр точно вписался в трансформацию, затронувшую империю. Мир становился церковным, и всё должно было отразить этот принцип. В языческой древности отсчет лет часто велся по Олимпиадам. После их отмены – по годам от сотворения мира или Рождества Христова: наступало Средневековье.
Историки считают показательным, что решение об отмене Олимпиад принял император Феодосий Великий. Тот же правитель поставил под запрет не только состязания, но и все учения, противоречащие мнению Церкви. Олимпийское движение не прошло тест на церковность: вместе с тем, император действовал по собственному почину, а не под давлением духовенства.
Исследователи античной культуры знают, что христиане не выступали против самого существования спортивной культуры, в том числе и совмещенной со зрелищем. Более того, она притягивала верующих, и те использовали ее образы в своей литературе.
Начиная с последних веков римской истории христиане определяли себя как «атлетов Христовых», проводя, тем самым, недвусмысленное сравнение со спортсменами. Христианин мыслился гладиатором, идущим к победе над могущественным врагом, терпя удары сил зла. И что показательно: христианские клирики продолжали именовать себя атлетами даже после отмены Игр.
Доброжелательные высказывания об Олимпийских играх могут быть найдены, по крайней мере, у некоторых отцов Церкви. Более всего их у святого Иоанна Кассиана. Основатель монашества на Западе использовал формулу: «олимпийская борьба против своих грехов». Многим она сейчас показалась бы кощунственной, но раннехристианский святой, гражданин поздней Римской империи, не находил в ней ничего предосудительного.
Можно уверенно утверждать, что олимпийская метафора была у отца Церкви далеко не случайной. По утверждению святого, борьбу с чревоугодием следует сравнивать с деятельностью спортсменов-олимпийцев, славящихся тем, что обуздали этот порок.
Святой Иоанн Хризостом призывал учиться у спортсменов другому умению – концентрации. Отец Церкви сравнивал христиан с атлетами, призывая быть бдительными перед искушениями, как спортсмен во время выступления. Знаменитый богослов упоминал, что некоторые христиане являлись зрителями Олимпийских игр, и не осуждал единоверцев за это.
Длительный период несуществования Олимпийских игр был для Церкви временем двойственного отношения к спорту. С одной стороны, клирики выступали против скачек и рыцарских турниров, видя в них недолжное развлечение. С другой, спорт Средневековья нес угрозу для жизни и осуждался Церковью по смешанным причинам.
Все-таки следует констатировать, что турниры назывались неугодными Богу, и в страхе перед тем, что гнев Господа призовет наступление монголов на Европу, соревнования решили отменить. Запрет, скрепленный королем Людовиком Святым, продержался недолго: 10 лет. Никакой кампании, чтобы вернуть его, Церковь не начала.
XIX-XX века стали временем ренессанса спортивных соревнований, превратившихся в международное зрелище. Церковь предпочитала оставаться в стороне. Не осуждая состязания, она не видела в них и христианского смысла. А некоторые клирики характеризовали возрождение спорта как восстановление язычества и высказывались об Играх негативно.
Следы подобного отношения заметны и в наши дни. Так, протодиакон Андрей Кураев на страницах своего ресурса призывает верующих помнить о языческом происхождении огня Олимпиады. С другой стороны, публицист не осуждает спортивные соревнования и не призывает бойкотировать их.
Еще более мягкую позицию занимают в руководстве Русской Православной Церкви. Патриарх Кирилл не раз благословлял спортсменов, отправлявшихся на различные соревнования. На нынешних Играх, организованных с учетом пожеланий Церкви, присутствует и отдельная религиозная инфраструктура. Ее важнейший элемент – молельные комнаты, в которых спортсмен может обратиться к Богу перед важнейшим стартом. Впрочем, оказывает ли эта возможность воздействие на результаты спортсменов, невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть.