0
6984
Газета История Интернет-версия

12.02.2014 14:49:00

Ранние христиане считали себя «олимпийскими борцами против грехов»

Тэги: церковь, христианство, спорт, олимпиада


церковь, христианство, спорт, олимпиада Фото официального сайта Московской патриархии

В наши дни христианские конфессии стремятся отыскать для себя место в инфраструктуре большого спорта. Так было не всегда. На протяжении веков религиозные лидеры отзывались о состязаниях атлетов как об искушении. Вместе с тем, утверждение о принципиальной враждебности ранней Церкви спорту как зрелищу также не соответствует действительности.

В истории случается так, что сплетение совпадающих по времени событий не позволяет отделить причину от следствия. В IV веке римские власти поставили под запрет Олимпийские игры. Решение, невозможное в наши дни, не вызвало брожения в империи. Значительную часть ее населения составляли христиане, посещавшие Олимпиады, но не готовые ради них бороться с государством.

Запрет Олимпийских игр точно вписался в трансформацию, затронувшую империю. Мир становился церковным, и всё должно было отразить этот принцип. В языческой древности отсчет лет часто велся по Олимпиадам. После их отмены – по годам от сотворения мира или Рождества Христова: наступало Средневековье.

Историки считают показательным, что решение об отмене Олимпиад принял император Феодосий Великий. Тот же правитель поставил под запрет не только состязания, но и все учения, противоречащие мнению Церкви. Олимпийское движение не прошло тест на церковность: вместе с тем, император действовал по собственному почину, а не под давлением духовенства.

Исследователи античной культуры знают, что христиане не выступали против самого существования спортивной культуры, в том числе и совмещенной со зрелищем. Более того, она притягивала верующих, и те использовали ее образы в своей литературе.

Начиная с последних веков римской истории христиане определяли себя как «атлетов Христовых», проводя, тем самым, недвусмысленное сравнение со спортсменами. Христианин мыслился гладиатором, идущим к победе над могущественным врагом, терпя удары сил зла. И что показательно: христианские клирики продолжали именовать себя атлетами даже после отмены Игр.

Доброжелательные высказывания об Олимпийских играх могут быть найдены, по крайней мере, у некоторых отцов Церкви. Более всего их у святого Иоанна Кассиана. Основатель монашества на Западе использовал формулу: «олимпийская борьба против своих грехов». Многим она сейчас показалась бы кощунственной, но раннехристианский святой, гражданин поздней Римской империи, не находил в ней ничего предосудительного.

Можно уверенно утверждать, что олимпийская метафора была у отца Церкви далеко не случайной. По утверждению святого, борьбу с чревоугодием следует сравнивать с деятельностью спортсменов-олимпийцев, славящихся тем, что обуздали этот порок.

Святой Иоанн Хризостом призывал учиться у спортсменов другому умению – концентрации. Отец Церкви сравнивал христиан с атлетами, призывая быть бдительными перед искушениями, как спортсмен во время выступления. Знаменитый богослов упоминал, что некоторые христиане являлись зрителями Олимпийских игр, и не осуждал единоверцев за это.

Длительный период несуществования Олимпийских игр был для Церкви временем двойственного отношения к спорту. С одной стороны, клирики выступали против скачек и рыцарских турниров, видя в них недолжное развлечение. С другой, спорт Средневековья нес угрозу для жизни и осуждался Церковью по смешанным причинам.

Все-таки следует констатировать, что турниры назывались неугодными Богу, и в страхе перед тем, что гнев Господа призовет наступление монголов на Европу, соревнования решили отменить. Запрет, скрепленный королем Людовиком Святым, продержался недолго: 10 лет. Никакой кампании, чтобы вернуть его, Церковь не начала.

XIX-XX века стали временем ренессанса спортивных соревнований, превратившихся в международное зрелище. Церковь предпочитала оставаться в стороне. Не осуждая состязания, она не видела в них и христианского смысла. А некоторые клирики характеризовали возрождение спорта как восстановление язычества и высказывались об Играх негативно.

Следы подобного отношения заметны и в наши дни. Так, протодиакон Андрей Кураев на страницах своего ресурса призывает верующих помнить о языческом происхождении огня Олимпиады. С другой стороны, публицист не осуждает спортивные соревнования и не призывает бойкотировать их.

Еще более мягкую позицию занимают в руководстве Русской Православной Церкви. Патриарх Кирилл не раз благословлял спортсменов, отправлявшихся на различные соревнования. На нынешних Играх, организованных с учетом пожеланий Церкви, присутствует и отдельная религиозная инфраструктура. Ее важнейший элемент – молельные комнаты, в которых спортсмен может обратиться к Богу перед важнейшим стартом. Впрочем, оказывает ли эта возможность воздействие на результаты спортсменов, невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1647
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1842
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1956
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4331

Другие новости