Гравированный портрет работы Петера Шенка, 1701
Под занавес уходящего 2013 года в здании Московской центральной церкви евангельских христиан-баптистов состоялась необычная акция, на которой в качестве действующего лица выступали посол Нидерландов Рон ван Дартел, главный археолог Москвы профессор Александр Векслер, ученые-гуманитарии, работники культуры и искусства, церковные служители. В рамках международных проектов перекрестного года «Россия-Нидерланды» прошла церемония представления неожиданно обретенной исторической реликвии.
Под величавые звуки старинного церковного органа посол Нидерландов и старший пастор церкви Сергей Золотаревский сняли покрывало с каменной плиты, датированной 1694 годом. Надписи по кругу на латыни и инициалы свидетельствовали, что сей древний предмет посвящен известному ученому-этнографу, крупному государственному деятелю, другу царя Петра I, тогдашнему бургомистру Амстердама Николаасу Витсену (1641-1717), который очень много сделал для развития многопланового сотрудничества России с Голландией и другими странами.
Судьбу этого мемориала можно назвать детективной историей. Плита была изготовлена членами голландской реформатской общины Немецкой слободы в Москве как знак признательности и благодарной памяти Витсену за внимание к церковным нуждам и щедрые пожертвования на постройку их церкви. Во время нашествия войск Наполеона на столицу в 1812 году Немецкая слобода сгорела. Та же участь постигла и церковное здание. Но плиту кто-то из ревностных членов общины смог вытащить из пожарища и хранил долгие годы. Когда голландская община в 1834 году приобрела себе дом для богослужений на Малом Трехсвятительском переулке, плита перекочевала туда. Во время кардинальной реконструкции здания по проекту архитектора Германа фон Ниссена памятную плиту водрузили в алтарной части богослужебного зала.
Революционные потрясения 1917 года вынудили голландцев покинуть Россию, а здание было передано во владение общины евангельских христиан-баптистов. Новые владельцы время от времени пытались понять происхождение и значение странного предмета, но без научного инструментария и специальных исследований дело это было весьма затруднительным.
На исторический след плиты в наши дни напал историк из Парижа Дмитрий Гузевич. В результате тщательного изучения петровской эпохи, связей царя с иностранцами, жизни и деятельности их в России, Гузевич выдвинул версию о возможном нахождении плиты в здании баптистской церкви. За проверку версии активно взялись российские специалисты. Версия нашла полное подтверждение.
«Благодаря изысканиям ученых, заинтересованности пасторов мы стали свидетелями чуда, – сказал посол Рон ван Дартел. – Ученик Яна Амоса Коменского, голландский ученый и путешественник открыл в свое время Россию для западного мира».
Как частное лицо в составе посольства Нидерландов Николаас Витсен побывал в России еще в 1665 году. Во время пребывания в Москве встречался с Патриархом Никоном, интересовался жизнью, бытом, верованиями разных народностей России. И после на протяжении многих лет продолжал изучение российских этносов и земель. Результатом его научной деятельности явилась карта Сибири и фундаментальный труд «О странах Северной и Восточной Азии и Европы», где Витсен впервые в европейской науке систематизировал сведения о волжских, пермских, обско-угорских, тунгусо-манчжурских, марийских и эвенкийских народностях.
Витсен вел переписку с Петром Великим и оказывал непосредственное содействие царю в налаживании плодотворного сотрудничества с Европой. Во время пребывания Петра в Голландии в 1697 году Витсен был его гидом и протеже. Он водил молодого любознательного царя в госпитали, воспитательные дома, на лекции в анатомические театры. Все дела, связанные с кораблестроением, участием Петра в них, так или иначе проходили через руки Витсена. По его инициативе еще в 1694 году был построен для России фрегат «Святое пророчество». Витсен повелел поднять на фрегате бело-сине-красный триколор, оказавшись, таким образом, основателем российского флага.
Известный немецкий ученый Лейбниц считал Витсена лучшим экспертом по России, а другие современники называли его «новым Колумбом». В меру своих сил и возможностей он открыл таинственный российский «материк» для европейцев, обеспечивал знакомство царя и его подданных с научно-техническими и духовными достижениями Европы. Есть даже версия ученых о том, что царь Петр после общения с Витсеном загорелся желанием начать христианизацию Сибири. Известно распоряжение царя, данное высокопоставленным церковным иерархам, чтобы они подобрали для христианского просвещения Сибирского края митрополита, «не только доброго и благого жития, но и ученого, дабы он мог Божиею помощью исподволь в Китае и в Сибири, в слепоте идолослужения закоснелых, приводить в познание истинного Бога». Такой миссионер был найден. Им стал митрополит Филофей Лещинский. Уже в первую четверть XVIII века при его содействии в тех краях было крещено 40 тыс. язычников.
Это церемонию в церковных стенах, в дни Рождества, можно считать эффектным и символичным завершением перекрестного Года «Россия – Нидерланды».