Полвека назад, 5 января 1964 года, произошло событие, повлиявшее на характер межконфессиональных отношений в современном мире. В ходе визита на Святую землю Папа Римский Павел VI встретился с Патриархом Константинопольским Афинагором. Оба архипастыря находились под взаимным отлучением, действовавшим начиная с 1054 года.
Патриарх приветствовал Папу как перед лицом верующих, так и приватно, и оказал поддержку в ходе личного общения. Запись беседы Павла VI и Афинагора доступна современному читателю. Благодаря утечке, произошедшей еще в 1979 году, можно узнать, о чем говорили Папа и Патриарх, когда после веков молчания оказались лицом к лицу.
«Я знаю, что есть трудные вопросы, сказывается менталитет, имеет место обида», – сказал Павел VI. «С обеих сторон, с обеих сторон», – признал Афинагор. «Но есть и другое: желание любви Божьей, стремление служить делу Иисуса, и на это я возлагаю надежду», – продолжил Папа. «Я тоже», – отвечал Афинагор. Павел VI допустил, что Ватикан и Константинополь могут искать истину вместе, и это было революционным предположением. «То же самое и с нашей стороны. Я уверен, что мы всегда будем вместе», – сказал Афинагор. Понтифик ответил: «Я надеюсь, это будет легче, чем мы думаем».
Результат первой встречи Павла VI и Афинагора был достигнут спустя почти два года. В декабре 1965 года Папа и Патриарх сняли друг с друга анафемы, положив конец отлучению, продлившемуся более 910 лет. Для православного мира это стало важнейшим событием, имевшим, правда, не только положительные последствия. Под воздействием снятия прещений усугубился раскол между большинством Церкви и консерваторами, воспринявшими решение Константинополя как разрыв с вековой традицией и попытку поставить догматическую истину религии под вопрос.
Глава Русской Православной Церкви Зарубежом митрополит Филарет (Вознесенский) писал Афинагору в 1965 году: «Акт ваш ставит знак равенства между заблуждением и истиной. В течение столетий вся Православная Церковь справедливо веровала, что она ни в чем не отступила от учения святых Вселенских Соборов, в то время как Римская Церковь приняла ряд несогласных с православием новшеств в своем догматическом учении. Чем больше вносилось новшеств, тем больше углублялось разделение между Востоком и Западом. Догматические уклоны Рима конца XI века не содержали еще тех заблуждений, которые прибавились позднее. Поэтому отказ от взаимных прещений 1054 года мог бы иметь значение в ту эпоху, а ныне – он служит только свидетельством пренебрежения важнейшим и главным».
Сдержанной оказалась и реакция РПЦ, сохранившей связи с Константинополем, но воздерживающейся на уровне Предстоятелей от общения с Римом. То, что визит Папы Римского в Москву состоится еще не скоро, в очередной раз стало ясно в декабре 2013 года. Тогда Папа Франциск подтвердил, что приедет в Россию только с согласия РПЦ. Приглашения не последовало: официально стороны разделяют межконфессиональные проблемы в Украине, но не в меньшей степени – скептицизм верующих по поводу самой необходимости диалога.
Патриарх Афинагор скончался в 1972 году, Павел VI – в 1978 году. В декабре 2013 года пришла новость, напомнившая об одном из них. Папа Павел VI через несколько лет может быть причислен к лику блаженных, правда, не за его миротворческую деятельность, а в связи с признанием совершенного им «чуда».