Очень тревожит, что дискуссии, неизбежные при обсуждении такого действительно серьезного вопроса, как проблема ИНН, приобрели в последнее время настолько негативные формы, что можно всерьез говорить о нагнетании катастрофического сознания и насаждении нового церковного раскола с помощью средств массовой информации. К великому сожалению и недоумению, дискуссия эта ведется не на страницах официальных церковных изданий. Поэтому о мнениях старцев - неизвестно, реальных или сфальсифицированных - читатели узнают из изданий, далеких от православия. Это и привело к крайней категоричности и нетерпимости высказываний даже очень уважаемых людей. Кратко остановлюсь на некоторых наиболее характерных моментах.
Значительную роль в формировании общественного мнения сыграла публикация в газете "Русский вестник" в апреле 2000 г. статьи иеросхимонаха Рафаила (Берестова). В его обращении со ссылкой на старца Паисия Афонского утверждалось, что те люди, которые примут такие документы, потеряют благодать Божию, и энергия бесовская вселится в них, что это предательство Бога! Приводится также мнение неведомого современного великого старца, который сказал о. Рафаилу о тех людях, кто принял или примет эти документы с тайным штрих-кодом и идентификационным номером, что они не только погибнут, но даже здесь, на Земле, Господь их уничтожит войной. Такое категорическое утверждение, которое, скорее всего, надо было воспринимать как частное богословское (или просто монашеское) мнение, было воспринято многими как "окончательный приговор". Со ссылкой на обращение о. Рафаила в СМИ появилось множество подражательных публикаций под названиями вроде "Принявший ИНН - не христианин" и даже "Принявший ИНН - не спасется!". Такие выводы, будоражащие сознание церковных масс, сами по себе требуют соборной оценки - ведь выносить за Бога "приговор" - "не спасешься!" - не дерзали делать даже Архиерейские Соборы и даже по отношению к еретикам и оккультистам.
Особый ажиотаж в конце минувшего года вызвало появление аудиокассеты "ИНН и печать антихриста" без каких-либо выходных данных, но с указанием "по благословению известных (?!!) старцев", на 2-м и 3-м выпусках этой кассеты обозначено, что "программа выпущена по благословению Афонского старца иеросхимонаха Рафаила". Эти аудиозаписи, за редким исключением (например, мнение протоирея Димитрия Смирнова), производят гнетущее впечатление безысходности, неотвратимости конца и повергают человека в уныние и растерянность, поскольку лишь запугивают и угрожают: "принимая ИНН, знайте, что свое богоотступничество вы совершаете осознанно", "подпись под этим документом - поклонение сатане!", но не отвечают на вопрос, что же РЕАЛЬНО делать.
В Интернете на сервере "Русского вестника" в статье "Можно ли избежать ИНН (Кого слушать и кому верить)" (февраль 2001 г.) утверждается, что только одним отказом от ИНН человек может попасть в Царствие Небесное, то есть спастись! Цитирую: "Наступает такое удивительное время, когда люди и без иных заслуг перед Христом одним только отказом от номеров войдут в Царствие Небесное".
Появились и призывы к мученичеству: "Пора расстаться с надеждами сохранить верность Христу и при этом выжить в крупных городах┘ Надо радоваться, что мы┘ имеем все шансы принять мученические венцы".
Питаемый такими настроениями плод созрел: в частности, во Владимирской епархии в декабре 2000 г. пастыри, многие из которых никогда прежде не проявляли инициативы ни в миссионерской, ни в социальной работе, проявили невероятную активность в сборе подписей прихожан против ИНН, они категорически потребовали от прихожан не принимать ИНН. Находились и такие, что упрекали прихожан за пристрастие к земному, за желание уклониться от "подвига". При этом не объяснялось, как именно людям жить дальше. Из Собинского района Владимирской области пришло сообщение, в котором приводится рассказ предпринимателя, которому знакомые священники сообщили, что в ближайшее время все, кто не откажется от идентификационного номера, будут отлучены от храма, от исповеди и причастия┘ Очевидно, что священники не имеют права на такую "самодеятельность".
Не исключено, что среди них могут найтись и такие, которые по своей инициативе будут лишать причастия за то лишь, что прихожанин не ведет натурального хозяйства, поскольку не так уж и мало пастырей, не благословляющих своих чад покупать и употреблять продукты, помеченные маркировкой со штрих-кодом. Нелепость такого "отказа" очевидна, поскольку сейчас практически ВСЕ товары и продукты (и даже письма) помечены таким штрих-кодом (для чего введена эта оскорбительная для православных процедура - это другой вопрос)┘ Может быть, нам вообще прекратить есть, ибо если штрих-кода нет на буханке хлеба, то он есть на мешке с мукой, из которой выпечен┘ Какие же мы православные, если в "магическую" силу штрих-кода верим больше, чем в животворящую силу креста? Очевидны магические, суеверные корни такого запрета. Подобные сектантские настроения ухода от "сатанинского" мира уже были в 20-е годы, когда сектанты спровоцировали отказ от получения паспортов и пенсий. Неуверенность, смущение и страх вселяют в души православных призывы из ксерокопии машинописной листовки, озаглавленной "Проповеди епископа Никона на Новый 2000 год", где пастве (не во времена Антихриста, а сейчас!) предлагается ужасающий выбор: "Выбирайте, или вы кормите детей, и в погибель, муку вечную уходите, или голодной смертью умираете┘ Святые отцы (какие?!! - неизвестно) сейчас говорят: "время свадеб кончилось"┘ И если мы говорим, что через детей многие примут печать антихриста┘ лучше бы не жениться и не иметь детей".
Понятно, что такая "приятная перспектива" устраивает далеко не всех прихожан, призыв епископа (если это не фальшивка!) к отказу от рождения детей может быть на руку только врагам России. И враги своего добились: в этой ситуации многие прихожане заболели безумными настроениями: "Все - конец света!", "Надо спасаться хотя бы в одиночку!", "Пересидеть на трубах теплотрасс" и т.д. Но разве святая Церковь призывала нас своим Собором на мученичество? Ведь к такому подвигу весь народ может призвать только Собор! И к мученичеству за веру надо относиться крайне серьезно - это не игра, где священники, играя в старчество, проявляют своего рода лукавство: явно превышая свои полномочия, они дерзнули сейчас, когда еще и речи нет о реальной печати антихриста, призывать паству "к подвигу до смерти", к голодной смерти - при этом продолжая получать зарплату на своих рабочих местах - на приходах, уже пять лет имеющих ИНН, кормясь в монастырях, также имеющих, по словам некоторых, "ИНН - печать антихриста", принимая пожертвования от людей, имеющих ИНН! Логично было бы, если б священство начало "подвиг" с себя, но пастыри требуют его только от духовных чад - дабы те принесли в жертву неизвестно чему работу, средства к существованию семьи - при этом не говоря, как людям жить дальше, чем кормить детей. Характерно, что ни в одной публикации не предлагается конкретного выхода: что же делать дальше. Зато языческое движение РНЕ ("Русское Национальное Единство") в отличие от них предлагает реальный и выгодный определенным силам "выход": в листовке тиражом в 1 млн. экземпляров под заголовком "ИНН - печать антихриста" в качестве "выхода" предлагается┘ вступление в РНЕ.
Неуправляемые "страсти по ИНН" чреваты самым страшным: расколом в Церкви. На приходах передаются слухи о том, что Патриарха "обманывают", что "ему задурили голову", что теперь нельзя слушать даже Патриарха, а только старцев и спасаться хотя бы в одиночку. Причем о "мнении" старцев узнают исключительно через языческие или даже антиправославные газеты. Здесь наблюдается воспитанный советской властью феномен русского человека - безоглядно верить любому печатному слову.
К сожалению, приходится говорить о безответственном отношении к слову и в некоторых православных изданиях, даже об использовании ими методов "желтой прессы". Как иначе расценить появление в Интернете на сервере www.voskres.ru статьи некоей Казанцевой, которая низко клевещет на известного московского священника о. Валериана Кречетова, много лет являющегося духовником о. Николая Гурьянова? Автор, создавая легенду о "заточении" старца, дерзает выступать в роли толкователя якобы "прикровенных" его высказываний (вздохов, покряхтываний и т.д.). Безумных и больных людей в России, конечно, найдется немало. Но можно ли допускать, чтобы откровенно клеветнические и заказные статьи прикрывались авторитетом Валаамского монастыря?
Создается взрывоопасная ситуация: есть настроения не принимать решений богословской комиссии, поскольку старцев якобы "заставят(!) высказать нужное церковным иерархам мнение". Против о. Иоанна (Крестьянкина), призвавшего к христианскому трезвомыслию, началась настоящая кампания травли: находятся священники, которые называют его еретиком, призывают не слушать его, не читать его книг и т.д. (такой случай был в июле 2000 г. во время панихиды на могиле иеросхимонаха Сампсона Сиверса). Приходилось задавать прихожанам такие вопросы: раз вы не верите Богом поставленному над Церковью Патриарху, не верите Собору своей Церкви и считаете, что они хотят вас погубить, скрывая правду, то что вы делаете в Православной Церкви? Идите в таком случае в секту! Только после того как вещи назывались своими именами, люди задумывались над происходящим. Но┘ до очередной публикации, обвиняющей священноначалие во всех смертных грехах. Почему такое происходит?
Увы, мы должны с горечью признать, что православное общественное мнение в нашей Церкви формируют не официальные церковные издания, которых практически нет (учитывая их незначительный тираж). Мнение церковного народа формируют различные околоцерковные или псевдоцерковные издания, часто не только находящиеся в оппозиции к Церкви, но и богословски безграмотные. Сильное влияние оказывают различные листовки, во множестве ходящие по храмам с таинственными подписями вроде "инок Троице-Сергиевой лавры" и непроверенными слухами о неких "прививках" в колледжах, где якобы под кожу вводится микрочип, издания вроде книги "ИНН и печать антихриста", напечатанной на дорогой бумаге вообще без каких-либо выходных данных (можно ли представить, что какое-либо православное издательство скрывает свое авторство?!). Сильнейшее воздействие оказывает лавина слухов - о насильственной изоляции известных старцев, о призывах некоей "тайной монахини" не молиться в храмах, даже в Троице-Сергиевой лавре, так как они "приняли печать антихриста - ИНН", и только якобы в одном храме свт. Николая на Берсеневке в Москве во всей России можно молиться, так как он отказался от такого банковского реквизита, как ИНН. Логично предположить, что многие из этих слухов - хорошо продуманная и оплаченная акция враждебных Церкви сил, заинтересованных в ее расколе┘ Мы, православные, должны отдавать себе отчет, что таким путем многие фактически отпадают от Церкви. И если человек опомнится и не уйдет ни в землянку, ни в резервацию, все равно для нормальной церковной жизни он будет потерян, поскольку его болезненная активность направляется только на одну проблему, он может говорить и думать только об одном┘
В этой чрезвычайной для единства Церкви ситуации нужны чрезвычайные меры. Крайне необходимы (несмотря на нехватку квалифицированных кадров и средств) еженедельная общецерковная газета, православный телевизионный канал для того, чтобы ликвидировать дефицит информации, обеспечить возможность грамотного, неагрессивного, оперативного обсуждения волнующих православную общественность вопросов, чтобы доносить мнение священноначалия и известных духовников через официальные каналы - тогда не будут задавать тон сомнительные издания.
Очень нужна аналитическая группа с участием богословов, социологов, психологов, чтобы исследовать мнение людей по различным острым проблемам общества и Церкви, прогнозировать появление таких проблем, упреждающе изучать пути их разрешения.
Кстати, уже сейчас можно предположить, что очередной болевой точкой может стать массовый отказ от новых паспортов, в которых предусмотрено введение личного номера гражданина, а также номера его детей, а также неизвестно для каких целей под фотографией помещена пустая белая полоса. Если в ближайшее время не дать исчерпывающих разъяснений по этому поводу, то мы получим проблему более драматичную, чем с непринятием ИНН.