Знание истории не освобождает
от ответственности.
МИФОТВОРЧЕСТВО - это один из древнейших способов описания мира. В истории человечества оно проделало гигантскую эволюцию от универсального способа объяснения всего и вся до частного взгляда на ту или иную сторону реальности. Несмотря на такие огромные изменения, в мифотворчестве сохранились и продолжают действовать свои закономерности, свой механизм реализации, свои устойчивые структуры. Мифотворчество нашего времени - безбрежное бурное море, возникающее на наших глазах на каменистых почвах реальных событий. Будет ли шторм, а если будет, то когда? Не надо быть метеорологом... Зная, что было, нетрудно предсказать, что будет.
Среди архетипических мифологем разных традиций одна из любимых -судьба мученика. Как правило, это рассказ о герое, который жертвует собой ради выполнения какой-либо цели, направленной на всеобщее благо. Впоследствии жертва совершалась во имя веры, а сам мученик в результате становился святым. В длинном ряду мучеников всех времен и народов свое место есть и у мучеников ислама. Согласно хадисам, шахид (множественное число шухада) - мученик за веру - это тот, кто пал на войне против неверных (немусульман). Ему гарантирован рай, куда он попадет, минуя испытания в могиле. Шахиду прощаются все земные грехи. Со временем шухада стали считаться все мусульмане, умершие насильственной смертью.
Если в большинстве европейских традиций святые-мученики послужили богатейшей темой для изобразительного искусства, то в исламе с его особенностями по отношению к изобразительности культ шухада стал одной из любимых тем фольклора, а оформленные в архитектурные сооружения могилы мучеников сделались местом паломничества и поклонения.
Культ шухада, как составная часть культа святых, был одной из уступок ислама местным религиозным представлениям, которая формально могла быть отнесена к худшему виду ереси - многобожию (ширк). Таким образом, для мусульман-мучеников в исламе нашлось место, выделенное для скал, камней, деревьев, небесных светил, а также святынь иных конфессий, поглощенных победоносным учением Пророка.
Но, как обычно бывает в жизни, вынужденные уступки привели к существенному разрыву между книжным исламом правоведов и богословов, с одной стороны, и той верой простого люда, которая считалась мусульманской - с другой. Эта глубокая расщелина между официальной идеологией и народными верованиями сохраняется в исламских странах и по сей день. Она служила и служит источником мифов, в том числе и о мучениках.
VII век и XX век. Две судьбы двух разных людей. Кусам бен ал-Аббас бе Абд-ал-Муталлиб ал-Хашим - современник возникновения ислама. Он имел в жизни две огромные заслуги: во-первых, был двоюродным братом Пророка и, во-вторых, как утверждают современники, был очень похож на своего знаменитого брата. Как это принято до сих пор, члены семьи Пророка - хашимиты имели многочисленные привилегии. Последний праведный халиф Али назначил его наместником Медины (родного города Пророка), и он оставался на этом ответственном посту до самой смерти Али в 661 году. Приход к власти новой династии Омейядов вынудил Кусама отправиться в Мавераннахр (так арабы называли Среднюю Азию). В халифате этот регион был местом сосредоточения честолюбивых и недовольных людей, в числе которых оказался и Кусам. В Самарканде он присоединился к войскам известного полководца Сайда бен"Усмана. Дальнейшая его биография имеет две версии.
По одной из версий, он пал в одном из боев за Самарканд в 667 году. Эта версия содержит благочестивый рассказ о Кусаме, который вместе с войском совершал намаз (молитву), когда на него напали неверные. Мусульмане не прервали молитвы и были все перебиты. На месте могилы Кусама, получившей статус святого места, триста лет спустя (в XI веке) был построен мавзолей. Позднее, в Тимуридское время (в XV веке) вокруг мавзолея Кусама строится мавзолейный некрополь верхушки тимуридского общества, получивший в наши дни наименование Шах-и Зинда (живой царь).
Эта версия носит отпечаток мифологемы "классической смерти" шахида. Археологические раскопки, проводившиеся в мавзолее, не выявили никаких костных останков на месте предполагаемого погребения. Как отмечают исследователи, здесь существовало какое-то домусульманское святилище, которое было приспособлено исламом как место возможного погребения шахида.
Однако есть и другая, "книжная" версия смерти Кусама. По ал-Иа"куби, он умер естественной смертью и был похоронен в Мерве.
Итак, два варианта кончины и два варианта погребения: первый -мученическая смерть шахида и мавзолейный некрополь вокруг его святой могилы; и второй - обычная смерть хашимита и полное отсутствие каких-либо указаний на место погребения.
Нет необходимости говорить, что для современного мусульманина, живущего в Средней Азии, могила Кусама, без сомнения, находится в Самарканде, а мавзолей над его могилой - святое место, посещаемое благочестивыми паломниками.
Рашидов Шараф Рашидович был современником не менее знаменательных событий. Он родился в год, который на протяжении 70 лет XX века на одной шестой части суши считали поворотной вехой в истории человечества. Революция или переворот, произошедший в октябре 1917 года в Петрограде, как бы это событие не называли сейчас, явился причиной больших идеологических изменений на огромных пространствах бывшей Российской империи. С этого момента на протяжении десятилетий коммунизм стал официальной государственной идеологией, отодвинув все другие воззрения, как религиозные, так и вполне светские.
Кажется, нет особой необходимости повторять, что в Узбекистане, как и во всем бывшем СССР, руководство проводило жесткую политику по отношению к религии. Ислам представлял запретную тему. Государственные органы оказывали давление на верующих, проведение традиционных мусульманских обрядов и праздников запрещалось. Доступ к литературе по исламу был ограничен. Дело доходило до того, что в академической библиотеке Ташкента существовали особые правила получения официально изданного Корана на русском языке в переводе Крачковского.
Шараф Рашидов не принадлежал к потомкам семьи Пророка и не совершал ежедневно пятикратный намаз. У него в жизни были свои заслуги. Писатель, воспевающий труд простых людей, член Коммунистической партии Советского Союза с 1939 года Шараф Рашидович в 1959 году стал первым секретарем ЦК КП Узбекистана, т.е. фактически первым человеком в Узбекистане и одновременно своеобразным наместником Кремля. Однако, несмотря на это, ему удалось прославить свое имя в среде верующих мусульман.
Конец правления Рашидова совпал с началом процессов реорганизации СССР. Одним из объектов критики была выбрана коррупция в регионах, в частности, в Узбекистане. В 1983 году из Москвы в республику была послана следственная группа, благодаря стараниям которой словосочетание "узбекское дело" вскоре стало ассоциироваться у граждан СССР с чудовищной коррумпированностью партийно-советского аппарата. Самому Рашидову не довелось пережить горьких минут национального унижения. Осенью 1983 года во время поездки в Хорезм он умирает. Как это обычно бывало в советское время, окружение вождя хранит глубокое молчание об обстоятельствах и причинах смерти своего патрона. Появляются многочисленные слухи, комментирующие "безвременную" смерть. Обильную пищу для них давали разоблачительные статьи в центральной прессе, подготовленные по материалам московской следственной группы. Несмотря на возникшие пересуды, бывшего первого человека республики все же хоронят в самом центре Ташкента.
Не знаю, насколько случайно выбор республиканского руководства пал на этот скверик в центре города, но у него самого была своя особая дорашидовская история. До революции этот сквер был частью территории, примыкавшей к домашней часовне Великого князя Константина. В советское время в часовне сделали пельменную, а в подсобных помещениях открыли кукольный театр. На площадке перед пельменной уютно располагались несколько столиков кафе-мороженое, которые были удобным местом для встреч и недорогих застолий. В сквере на лавочках сидели влюбленные, а кусты служили общественным туалетом при пельменной.
Таким образом, траурная церемония проводилась недалеко от стен часовни, в которой теперь можно было отведать пельменей и где наглядно демонстрировали кукольный характер всего происходящего вокруг. Телевизионная трансляция не смогла скрыть некоторые детали похорон, которые многими были истолкованы как попытка соблюдения мусульманской обрядности. На могиле Рашидова установили камень, оповещавший о том, что здесь будет сооружен памятник великому и неутомимому борцу за счастье узбекского народа.
Вскоре история сделала резкий поворот. Продолжение работы московской следственной комиссии привело к официальному изменению статуса покойного. Из видного "советского государственного и партийного деятеля" Рашидов превращается в человека, который "дезинформировал союзные государственные и партийные организации о состоянии дел в республике", "способствовал коррупции" и т.д. Возникшая неувязка с погребением главного коррупционера в центре столицы была решена по-восточному хитрым путем. Был пущен слух о том, что нашлось завещание "самого", в котором он просил похоронить его на родной джизакской земле. Волю покойного решили выполнить. Без лишнего шума тело было эксгумировано и перезахоронено. Несостоявшийся некрополь вновь стал местом встречи влюбленных и собутыльников.
Шло время, СССР развалился, и новые правители республики не хотели нести на себе перестроечное клеймо "мафиозных и коррумпированных". Материалы следственной комиссии были признаны сфабрикованными, сотни уголовных дел были закрыты, началась реабилитация пострадавших во время перегибов прошлых лет. Знаменем этой реабилитации стал покойный Шараф Рашидович.
В исламе есть теологический принцип, который называется "такииа". Он заключается в "благоразумном скрывании веры". Едва ли простые люди в Узбекистане знакомы с тонкостями богословия, которые были выработаны в первые века ислама для учета меняющихся обстоятельств. Однако в народе начались разговоры, что покойный первый секретарь ЦК КП Узбекистана был настоящий мусульманин, и он просто вынужден был скрывать свою веру. За веру он и пострадал во время памятных московских проверок; по одной из версий, был убит. К месту бывшей могилы Рашидова в Ташкенте потянулись первые паломники, поклонится шахиду. Руководство республики не стало затягивать с решением вопроса. Бренные останки коммуниста, а теперь уже шахида, были возвращены на прежнее место в сквер в центре Ташкента.
В одночасье памятник архитектуры (часовня - пельменная - кукольный театр) был снесен. Сквер расширили, придав ему торжественную планировку лабиринта. В центре сквера установили памятник безвинно оклеветанному мученику Рашидову в человеческий рост. Это скульптура Рашидова с книгой в руках, намекающая на то, что покойный был еще и писателем. Однако, скорее всего, будущие искусствоведы не смогут оценить художественный уровень произведения скульптора Шапиро.
Вы спросите - почему? Давайте вспомним историю другого шахида.
Конечно, сейчас Узбекистан светское государство. Тем не менее никто не будет отрицать, что позиции ислама в республике будут только усиливаться. В этих условиях наверняка кто-нибудь из молодых ортодоксальных имамов вспомнит, что "худшее из изображений то, что отбрасывает тень". И тогда над могилой шахида вместо скульптуры появится мавзолей. Когда это будет? Лет через триста, как над мнимой могилой Кусама или все-таки раньше?