КАК ИЗВЕСТНО, христианское сознание многих конфессий включает в свою духовную жизнедеятельность почитание большого числа людей, прославившихся своей добродетельной жизнью или отдельными актами, то есть действиями, привлекшими к ним почитательное отношение со стороны Церкви, которая рекомендует такое отношение каждому из своих членов. Эти рекомендации никогда не имели и не имеют характера догматической обязательности. Ни от одного из членов Церкви не требуется почитания того или иного святого или даже святых вообще в порядке обусловленности, принадлежности к Церкви. В этом в кафолических Церквах существует полная свобода, каждый православный христианин или католик имеет право и возможность молитвенно почитать или не почитать любого из прославленных Церковью святых и нет таких догматических положений, которые регламентировали бы такое почитание, к нему бы обязывали или от него предостерегали.
Общее количество святых насчитывает несколько тысяч человек, и они легко поддаются классификации по различным признакам, в частности по времени их земной жизни, по характеру их деяний, являющихся в церковной памяти основанием для их почитания. По историческому периоду их земной жизни святых можно разделить на ветхозаветных и новозаветных, то есть святых христианской эпохи, живших после Рождества Христова, в том числе современников Иисуса Христа. Такие современники образуют немногочисленную группу, к которой принадлежит его Пречистая Матерь, св. Иоанн Предтеча Господа, 12 апостолов Христовых (Мф. Х, 1-4; Мк. VI, 7-13; Лк. IX, 1-6) и также 70 учеников, совместное пребывание которых со Христом имело эпизодический характер (Лк. X, 1).
Имена 70 апостолов в большинстве нам неизвестны; составление перечня их имен относится к много более позднему периоду истории Церкви. Составители соответствующих перечней, которые мы можем в наше время найти в церковных календарях, стараясь довести число имен 70 учеников до этого числа, включали в их состав почти всех лиц, упоминание которых в Евангелиях позволяет предполагать некоторую их близость к Личности Спасителя. Среди 70 апостолов мы находим имена Никодима и Иосифа Аримофейского, Варнавы, Силы, евангелиста Марка, Лазаря, брата сестер Марии и Марфы (Лк. X, 38, 42), и многих других.
К числу новозаветных праведников принадлежат также ближайшие родственники Иисуса Христа по плоти, в том числе родители Иоанна Крестителя - Захария и Елизавета (Лк. I, 5-25, 57-80) - и, несомненно, хорошо нам известные по достоверному церковному преданию родители Пресвятой Девы Марии - Иоаким и Анна.
К числу святых того времени, известных нам по книге "Деяния апостолов" и апостольским посланиям, следует отнести также лиц, близких к апостолам в период их проповеднической деятельности. В их числе нам известны Тимофей, Тит, Силуан, Аполлос, Епафродит и, конечно, евангелист Лука, которому принадлежат две книги новозаветной письменности, - Евангелие, носящее его имя и книга "Деяния апостолов". Евангелист Лука известен нам также по его специальности врача (Кол. IV, 14).
Надо признать, что причисление новозаветных деятелей к лику святых происходило в Церкви не столько на основании сведений об их личной жизни и благочестии, сколько на основании места, которое они занимали в событиях Нового Завета и в их взаимоотношениях с другими новозаветными деятелями, в первую очередь, конечно, с Самим Господом Иисусом Христом.
С самого начала жизни Церкви она подвергалась гонениям, сначала со стороны иудейской синагоги (со стороны первосвященников, книжников и фарисеев), впоследствии, начиная уже с первых десятилетий I века - со стороны язычников. Отношение христиан к требованиям, предъявляемым к ним языческим обществом, в первую очередь Римским государством, было различным и разнообразным. На фоне массового отступничества нам сияют со страниц церковной истории и агиографической литературы во множестве яркие примеры твердости христианского исповедания, имевшие форму исповедничества и мученичества. К числу исповедников Церковь относила (в прошлом, как и в настоящее время) тех, кто за христианскую веру подвергался лишениям, поношениям, заключению, пыткам и т.п. Если тот или иной исповедник завершал свой земной путь насильственной смертью, то он сподоблялся именования "мученика", под каким и входил в историю Церкви.
Следует отметить, что к числу мучеников принадлежат почти все апостолы и ученики Христовы. Только об апостоле Иоанне Богослове, одном из ближайших учеников Христовых, история Церкви донесла до нас сведения о его мирной кончине, имевшей место по завершении его жизни в глубокой старости; все остальные ученики Христовы, как нам известно из агиографической литературы, закончили жизнь мученичеством за Христа. Таким образом, апостолы и мученики, а также ветхозаветные пророки составили первичный контингент лика святых, известный Церкви уже начиная с первого века по Рождеству Христову и все время пополнявшийся в результате новых гонений, прекратившихся лишь в начале IV века после объединения Римской империи под управлением императора Константина Великого, сделавшего христианство не только терпимой, но и господствующей религией.
В конце III века к лику святых причисляются подвижники-пустынножители, аскеты, из них многие основатели монастырей. В большинстве случаев деятельность такого подвижника начиналась с удаления в пустыню или лес для чисто созерцательно-молитвенной жизни. Впоследствии к каждому из них, как правило, присоединялись ученики для получения духовного руководства и участия в молитвенных и постнических подвигах. Так образовались с течением времени все более многочисленные обители (монастыри), многие из которых существуют и по настоящее время. Среди множества имен до нас дошли в порядке особого почитания имена святых Павла Фивейского, Антония Великого, Макария Великого, Пахомия Великого, Иоанна Лествичника и других.
От многих подвижников сохранились записанные, в основном их учениками, поучения, составившие содержание многочисленных изданий, сначала рукописных, а впоследствии и печатных. Распространение этой духовно-аскетической литературы сопровождалось переводами на другие языки. Оригинальным языком, как правило, являлся греческий, но многие творения были первоначально написаны на армянском, сирийском и других восточных языках. В настоящее время на русском языке их можно найти в соответствующих полных собраниях творений святых отцов, а также в сборнике избранных поучений, известном под названием "Добротолюбие".
Начиная с пятого столетия к лику святых начинают причислять выдающихся церковных деятелей, преимущественно в сане епископа. Так же, как и при прославлении сонма мучеников, здесь имело место первично местное почитание, развивавшееся в большинстве случаев до общецерковных размеров. Конечно, так же, как и при прославлении мучеников, определенное значение имело место, занимавшееся тем или иным лицом в церковной иерархии, а также сфера деятельности и степень влияния этого лица на церковную жизнь, но с течением времени все большее внимание уделяется сведениям о личном благочестии прославляемых святых.
Жития святых отцов четвертого и более поздних столетий изобилуют подробностями, позволяющими говорить о тесной связи прославленных иерархов и подвижников с окружающей их церковной средой, которая все более начинает видеть в них образцы для подражания "в слове и житии".
Таким образом, в середине первого тысячелетия по Рождеству Христову мы имеем довольно четко разграниченные категории святых, подвергшихся прославлению, преимущественно общецерковному.
1. Ветхозаветные праотцы и пророки.
2. Апостолы и другие ученики Христовы.
3. Мученики и великомученики (великомучениками стали с весьма древних времен именовать в Церкви мучеников, пытки и другие страдания которых носили характер особой жестокости и изысканности).
4. Подвижники личного благочестия - монашествующие аскеты (в том числе пустынножители и насельники монастырей - "преподобные отцы").
5. Члены церковной иерархии (преимущественно в епископском сане - святители), а также государственные деятели - христиане, прославившиеся положительным вкладом в церковную жизнедеятельность.
6. Весьма своеобразную категорию прославляемых святых составили так называемые "Христа ради юродивые", то есть люди, сознательно представлявшиеся окружающим безумными или полоумными и терпевшие в связи с этим насмешки, издевательства и другие поношения; нередко в речах этих "безумцев" оказывался скрытым весьма возвышенный смысл, не всегда доходивший до окружающих, которые способны были воспринять только внешнюю, часто комичную сторону поведения юродивых.
В церковных календарях мы находим также упоминание о целых более или менее многочисленных коллективах святых, прославление которых произошло по какому-то общему для них признаку. Так, в период предпразднества Рождества Христова Церковь вспоминает всех вифлеемских младенцев, убиенных по приказанию царя Ирода, когда он искал новорожденного Младенца Христа, чтобы Его погубить (Мф. II, 16-18). Среди таких групп прославленных мучеников мы находим 40 мучеников, пострадавших в Севастийском озере.
Как в нашем отношении к Богу, так и в отношении к людям, первичное значение имеют не внешние формы или проявления, а внутреннее душевное состояние, то есть наши переживания, сопряженные с мыслями о том или о тех, с кем мы общаемся или к кому обращаемся. Так и в наших отношениях со святыми важнейшее значение имеет не столько занесение их имен в церковный календарь и даже упоминание этих имен в общественном богослужении, сколько то место, которое святые занимают в душевном состоянии тех, кто к ним молитвенно обращается, их почитает или о них и об их жизни размышляет. Тут надо констатировать наличие двух подходов к почитанию святых, из которых первый - истинно церковный, Церковью рекомендуемый и, можно сказать, являющийся условием допустимости почитания кого-либо, кроме Бога, во Святой Троице славимого. Конечно, суждение о святости и праведности людей, в том числе прославленных святых, может принадлежать только Богу, однако отношение к ним со стороны почитающих их членов Святой Церкви различно: по отношению ко многим святым имеет место степень почитания особо высокая как по распространенности, так и по интенсивности (например, призывание св. Николая Мирликийского, Георгия Победоносца или из числа русских - Сергия Радонежского и Серафима Саровского - можно услышать за каждым молебном, тогда как многие из святых даже никогда молитвенно не упоминаются и известны нам только по церковному календарю). Нам надо всегда иметь в виду, что, вспоминая подвиги того или иного святого, мы не забываем о действовавшей в каждом из них благодати Божией в соответствии со словами апостола Павла: "Бог производит в вас хотение и действие по Своему благоволению" (Фил. II, 13). Здесь уместно также вспомнить слова Самого Спасителя: "Без Меня не можете делать ничего" (Ин. XV, 5). Таким образом, вспоминая те или иные подвиги святых, а также всю их земную жизнь, мы прежде всего должны благодарить за них Бога, "Дивного во святых своих". Такой церковный подход делает почитание святых угодников Божиих вполне уместным в душе каждого христианина, всегда помнящего монотеистический призыв, известный со времен древнего Израиля: "Слушай, Израиль! Господь Бог наш, Господь един есть!" (Втор. VI, 4), а также православные песнопения, звучащие за каждой литургией: "Един Свят, един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь".
Второй подход, имеющий, к сожалению, широчайшее распространение среди как католиков, так и православных, характеризуется забвением того неоспоримого факта, что все доброе, совершаемое человеком, совершается действием Духа Святого, ибо не только любое благое действие не может совершаться без Христа (Ин. XV, 5), но даже "назвать Иисуса Господом" мы можем только действием Святого Духа (I Кор. XII, 3). Такого рода заблуждение является причиной многих извращений в почитании святых, навлекающих, естественно, критику со стороны христиан, почитание святых совсем не практикующих (протестанты). Надо сказать, однако, что и в протестантских Церквах сохраняются многие отдельные почитания святых: например, тем или иным святым посвящаются и их именами называются многие протестантские храмы, равно как и отрывки из их поучений нередко используются в протестантской литературе, проповеднической практике и т.п. Их имена также даются при святом крещении.
Отношение к почитанию святых, присущее протестантизму, наиболее ярко сформулировано известным богословом нашего времени Карлом Бартом (Швейцария), который писал, что в связи с ограниченностью объема человеческого сознания, в частности также молитвенного, обращение к кому-либо из людей неизбежно совершается за счет молитвы, обращенной к Богу. Обращение к святым с просьбой об их молитвенном ходатайстве к Богу за нас в порядке молитвенного соучастия, называемого иногда "предстательством", основывается в кафолических Церквах на убежденности в том, что "Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк. XX, 38). И потому молитвенное соучастие с ними возможно так же, как и среди людей, еще продолжающих свой земной путь.
Содержащийся в этих обращениях к святым призыв к совместной с нами молитве о нашем спасении создает границу в степени нашей молитвенной обращенности к ним. Их благотворная деятельность по отношению к нам, к их собратьям, еще не завершившим свой земной жизненный путь, не может иметь самостоятельного, независимого от Бога характера. Самое большее, что мы можем желать с их стороны, - это их молитва к Богу за нас, подкрепляющая и усиливающая нашу молитвенную к Нему обращенность и с Ним постоянную духовную сопряженность. Если бы кафолическая молитва к святым всегда бы имела такой характер, то, надо полагать, озабоченность протестантов сама по себе могла бы в решении проблемы почитания святых полностью отпасть.
Общаясь духовно со святыми, пользуясь их наследием и оставленными ими примерами благочестия, мы можем быть уверены, что как они, так и мы являемся объектами Божией любви, охватывающей как праведников, так и грешников, как богословов, так и христиан, богословски невежественных. Поэтому у нас нет сомнения в том, что Господь принимает молитвы своих детей, даже если они направляются в силу тех или иных исторических и психологических причин не по точному адресу: можно быть поэтому уверенным, что если кто-либо обращается к тому или иному святому, приписывая ему по неведению чуть ли не божественные свойства, то такая молитва принимается Господом в "пренебесный и мысленный Его жертвенник", а грех преувеличения сотериологических возможностей данного святого Господом прощается. Во всяком случае, независимо от места, которое занимает обращение к святым в нашей молитвенной практике, мы все должны благодарить Бога за то, что Он проявляет Свое величие и Свою любовь во внутренней и внешней деятельности всего христианского мира и каждого христианина в отдельности.