0
2020
Газета История Интернет-версия

27.10.1999 00:00:00

"Слезинка ребенка" и миф царской крови


ЧТО МЫ ПОМНИМ сегодня из истории царевича Димитрия Угличского? Пожалуй, лишь недавние пушкинские торжества напомнили нам о последнем потомке Калиты - строками из бессмертной трагедии: "...и мальчики кровавые в глазах". А ведь святой царевич был одним из самых почитаемых угодников Божиих не только на Московской Руси, но и в Петербургской империи. Воистину, прав был Георгий Федотов, отмечавший, что "на путях исторической жизни народа меняются в его даже церковном сознании небесные покровители; некоторые столетия окрашиваются в определенные агиографические цвета, впоследствии бледнеющие".

Выставка "Реликвии царской усыпальницы - святой царевич Димитрий", развернутая этим летом в Благовещенском соборе в Кремле, не просто представляет посетителю замечательные, порой трогательные свидетельства почитания невинно убиенного царевича - не аскета-подвижника, не пастыря-святителя и даже вроде бы не мученика за Христа, а жертвы политического преступления. Экспозиция выводит на путь размышлений о восприятии народом жертвенной сути царского служения, и эта тропа пронизывает века русской истории и теряется в самых потаенных, архаических пластах человеческого сознания.

В галереях древней домовой церкви московских государей за стеклами музейных витрин лежат предметы, еще хранящие память о злодеянии четырехвековой давности. Камнепад зла, обрушившийся на Россию в XX веке, перевел насильственную смерть из категории единичной в массовую и сделал нас удивительно невосприимчивыми ко всякому частному, индивидуальному страданию. Но все равно вряд ли кто-то останется полностью равнодушен, рассматривая вещи, связанные с памятью зарезанного ребенка. (Для историка это еще и очень важный фактический материал - личные вещи человека Московской Руси.)

..."Родимая", или "мерная", икона с изображением святого покровителя - в данном случае Димитрия Солунского. Такая икона писалась при крещении ребенка обычно на восьмой день после рождения, и размером своим должна была точно соответствовать росту младенца... Принадлежавшие царевичу Димитрию ложка, шелковый кошелек, складень-деисус, шапочка-тафья (присланная в Архангельский собор в 1700 г. царем Петром I), платок-ширинка с языческими еще узорами в орнаменте: "древо жизни" с сидящей наверху уточкой и олени с ветвистыми рогами.

Этот смысловой ряд реликвий завершается следственным документом - допросом свидетеля гибели Димитрия, Григория Нагого (вначале участвовавшего в расправе над убийцами, а затем показавшего, что царевич накололся сам на нож в припадке падучей болезни). Здесь же видим и фрагменты первоначальной обивки гробницы царевича из древней парчи-объяри...

Конечно, с точки зрения скептической исторической науки происшедшее 15 мая 1591 года в Угличе так и останется навсегда "гибелью при невыясненных обстоятельствах", подобно смерти английских принцев в Тауэре, в которой обвинялся Ричард III, и множеству других, не раскрытых до конца злодейств. Хотя виднейший представитель русского исторического позитивизма Сергей Соловьев, проанализировав версии об убийстве царевича и о "несчастном случае", пришел к выводу, что "в рассказе об убиении мы не встречаем ни одной черты, которая заставляла бы заподозрить его", а приводимые подробности "не позволяют историку видеть в этом рассказе выдумку". Да, импульс к почитанию св. Димитрия исходил от царя Василия Шуйского, стремившегося "закрыть" скользкую тему самозванчества, пресечь появление новых Лжедмитриев.

Перед нами остается и еще один факт: в Смутное время русский народ последовательно отвергал любую власть, которая представлялась бы "перешагнувшей" через кровь царевича. Русская история оказалась неспособной примириться со слезинкой умученного царственного отрока - хотя на весах против нее лежали такие вещи, как спокойствие государства, правление грамотного, дальновидного политика (Борис Годунов), наконец, верность крестному целованию (в нарушении присяги Василию Шуйскому упрекал московских бояр и дворян Патриарх Гермоген). И успокоилась Смута лишь тогда, когда ситуация была "отыграна назад". Земский собор остановился на кандидатуре Михаила Романова, которая уводила в прошлое, к первой жене Иоанна Грозного, Анастасии, и как бы снимала "димитриевскую" проблему.

Мы продвигаемся по выставке далее и видим, как почитание убиенного царевича со временем превращалось в державно-цесарский культ, особыми нитями связанный с идеологией российской государственности. Поражает изысканностью стиля рака (усыпальница), на крышке которой образ Димитрия передан с чертами портретного сходства: удлиненное лицо, тонкий нос и высокий лоб Рюриковича (он очень похож на своего брата Феодора Иоанновича, чей воссозданный Герасимовым портрет можно увидеть в Музее истории Москвы). Великолепна икона Димитрия, писанная при царе Михаиле Феодоровиче Романове, украшенная морским и речным жемчугом, драгоценными каменьями, чеканкой, золочением. Особый интерес для историка представляет икона, где царевич Димитрий Иоаннович изображен в императорской короне. Образ явно был писан после принятия Петром I императорского титула. Каково его символическое значение - желание возложить цесарскую порфиру на мощи мученика (нечто подобное, только в самом натуралистическом смысле, произвел позднее Павел I с останками своего отца, надеясь вернуть ему царское достоинство)? Или, наоборот, стремление освятить, согреть памятью о страданиях нецарствовавшего царственного страстотерпца холод петербургской империи?

В культе святого Димитрия современное сознание встречается с двумя загадками. Первое - это, собственно, причины его прославления и широкого почитания. За царевичем не было иных заслуг, кроме его детской чистоты; и пал он не за слово Божие, а как жертва династического преступления. И все-таки почему мальчик, не сопротивлявшийся, да и не имевший возможности сопротивляться убийцам, стал покровителем динамично и агрессивно распространяющей свое влияние империи?

Для нынешнего времени, пожалуй, самым приемлемым ответом на первый вопрос стал бы моралистический довод о "слезинке ребенка", которой не стоит вся "высшая гармония". Но не все здесь так просто. Московский люд не отличался особой сентиментальностью и, в отличие от Ивана Карамазова, не считал, что "детки" "не солидарны" с отцами их в грехах и злодействах. Средневековье вообще не слишком четко представляло себе критерии детской невинности (в смысле юридической неподсудности - не только Божескому, но и человеческому суду). В 1614 году в Москве был повешен Иван-воренок, сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II, совсем еще маленький ребенок, и приступа сострадания это ни у кого не вызвало.

Проблемы, подобные поставленным, попытался разрешить Георгий Федотов в "Святых Древней Руси". Он размышляет о парадоксальности культа страстотерпцев (на примере св. Бориса и Глеба). Философ приходит к выводу, что в их почитании отразилась следующая духовная интуиция, присущая христианству: "Всякий ученик Христов оставляется в мире для страдания, и всякое невинное и вольное страдание в мире есть страдание за имя Христово".

Принимая всю глубину выводов Федотова, мы можем дополнить их еще одним наблюдением. С точки зрения историка Традиции, почитание царевича Димитрия - часть общего сложившегося на Руси культа царственных мучеников (отличного от почитания святых благоверных князей!). Это особый тип мученичества, при котором страдания и кончина угодника Божия непосредственно связаны с его царской или великокняжеской харизмой. Современное православное сознание ставит в ряд таких страстотерпцев св. Бориса и Глеба - первых чудотворцев, канонизированных Русской Церковью, св. Андрея Боголюбского, с днем гибели которого мистически совпало убийство царской семьи в 1918 году; св. Михаила Тверского, кончившего свою жизнь в 1318 году в Орде... Из "новых" царственных мучеников многие чтут память государей Павла I и Александра II. И конечно, особенно актуализировался культ царственных мучеников в XX веке после екатеринбургской и алапаевской трагедии. На сегодняшний день он представляет собой специфическое духовное явление, характерное для русского православия. Хотя в разных национальных Церквях прославлены подобные мученики (Федотов называет как пример наиболее близкий к Борису и Глебу св. Вячеслава (Вацлава) Чешского), но нигде почитание царственных страстотерпцев не достигает такой развернутости и исторической непрерывности.

Церковь учит, что уникальность подвига царственных мучеников - в прямом уподоблении Христу, Царю, который также был заколот своими рабами. Допустимо предположить, что мы имеем здесь дело с архетипом (или прообразом) еще более древним, сохранившимся в русской культуре в силу ее глубокой архаичности, - не будем забывать, что мы, по теории Льва Гумилева, да и просто согласно здравому смыслу реликтовый этнос. Речь идет о мифе царской крови, от которой зависят благосостояние государства и само бытие народа. В глубочайшей древности царь являлся жертвенной фигурой. Предполагается, что в матриархальных культурах, т.е. среди народов, поклонявшихся Матери-Земле в ее аспекте ненасытимой богини, каждого царя в конце цикла земледельческих работ приносили в жертву, дабы обеспечить вечное обновление юности и оплодотворяющей силы спутника Земли-кормилицы. В исторических уже культурах подобное действо было заменено обрядами, призванным подтвердить отроческую свежесть царя: "ритуальный бег фараона" в Египте, церемония омоложения "ваджапея" в ведической Индии.

Для народов патриархальных, исповедовавших культы "правой руки", цари были прямыми посредниками между миром людей и небесными богами, даровавшими жизнь злакам и ниспосылавшими дожди. Конечно, такого царя было немыслимо принести в жертву, но на нем лежала благородная ответственность: он должен был сам отдать свою жизнь в качестве величайшего выкупа, если жрецы требовали этого в критический для народа час.

Кровь царя, проливаемая в качестве высшей жертвы, способна отвести приговор судьбы от народа. (Здесь мы не можем подробно распространяться на тему о мистике вещественной царской крови. Отсылаем читателя к лучшему труду по данному вопросу, в настоящий момент переводимому с французского языка на русский: Александр де Даннан, "Память крови"). Если взглянуть из этой архаической перспективы, то становится понятным, почему Борис и Глеб стали во главе небесных сил, обороняющих землю русскую от врагов; и отчего первый царь новой династии Романовых так стремился установить молитвенное общение со святым царевичем Димитрием.

И последний, очень важный аспект почитания царственных мучеников. Любое их страдание воспринимается традиционным сознанием как "вольное", жертвенное. Дело в том, что подобно тому, как даже на Голгофе Христос мог призвать легионы ангелов, в одно мгновение освободивших бы Его, так и царь может воспользоваться особой мистической силой, позволяющей ему одерживать верх над врагами. По учению Православной Церкви, особенные благодатные дары сообщаются государю в таинстве миропомазания, которое совершается только над ним одним.

...В самом конце выставки в Благовещенском соборе нас ожидало подтверждение того, как традиция царственного мученичества наследовалась поколениями властителей России. Перед нами икона: Сергий Радонежский, святая Елизавета и царевич Димитрий. Образ написан по заказу дяди последнего государя, Великого князя Сергея Александровича и его супруги Великой княгини Елизаветы Феодоровны. Супружеская чета с особым благоговением относилась к памяти убиенного царевича... Рядом - перемет на мощи св. Димитрия. Он был изготовлен тщанием Сергея Александровича и возложен 26 февраля 1904 года, в день рождения императора Александра II. Годом позже, 4(17) февраля 1905 года, московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной эсером Каляевым, в Кремле, возле Никольских ворот. Ему суждено было открыть мартиролог уничтоженных в XX столетии представителей царствующей фамилии. Елизавете Феодоровне Господь судил прожить еще 13 лет, которые она посвятила делам благотворительности и милосердия. В ночь на 5(18) июля 1918 года она была расстреляна в Алапаевске. По свидетельству очевидца, в момент казни она крестилась и громко молилась: "Господи, прости им, не ведают, что творят".

Елизавета Феодоровна открывает собой список царственных новомучеников, официально канонизированных Русской Православной Церковью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1699
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1057
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
767
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1047

Другие новости