0
0
3328

Станислав Варыханов 12:54 12.04.2017

За что атеисты пьют в Страстную Пятницу?


Приближаются пасхальные дни, которые в церковном календаре следуют за Неделей Страстей Христовых. Траурным апофеозом этой недели является Страстная Пятница, самый мрачный день церковного года, самый строгий пост, даже есть нельзя. В этот день в храмах совершается скорбный и торжественный обряд Выноса Плащаницы. В этот же день страну, где 70% граждан называет себя христианами, окутывает завеса безумия, потому что в сотнях тысяч трудовых коллективов к вечеру наполняются бокалы, и радостные люди в нательных крестах провозглашают заздравные тосты.

Пару лет назад в канадской газете The Globe and Mail я прочитал любопытною статью о настоятельнице протестантской церкви в Торонто, прославившейся своими публичными признаниями в атеизме. 57-летняя Гретта Воспер не верит ни в Бога, ни в богоданность Библии, однако продолжает руководить небольшим приходом.

Церковь United Church, к которой принадлежит атеистка, основана в 1957 году. Сегодня к ней относится порядка 1,7 млн. «коммуникантов», церковь является самой молодой из протестантских конфессий Северной Америки, ее догматика основана на реформаторских учениях XVI века, в частности, на идеях Мартина Лютера. Эта конгрегация одной из первых признала рукоположение женщин и однополые браки, однако Гретта Воспер сделала гораздо более революционный шаг, «отменив» молитву «Отче наш». Это заставило 100 из 150 членов собрания покинуть приход, остальные ее не бросили.

«Я не верю в божество, называемое Богом. Можно ли считать Библию словом Божьим? Был ли Иисус реальной личностью? Это мифология. Мы создали на ее основе традицию, которая сделала веру более важной, чем жизнь, которую мы ведем», – утверждает Воспер. При этом она сопротивляется попыткам лишить ее кафедры проповедника церкви United Church, признающей богоданность Священного Писания, а, следовательно, догмат о Святой Троице.

Бред какой-то, правда?

То ли дело – веселое застолье в Страстную Пятницу, здесь уровень здравого смысла достигает космических высот.

«Невыносимая жара давила, как груда раскаленного железа. Силы природы были парализованы. Земля словно остановилась в своем вечном путешествии вокруг солнца. Люди ощущали страх, причину которого никто не мог назвать… Закончив с руками, палачи принялись за ноги Страдальца. Из Его тела лилась кровь. Но Тот, Которого так жестоко истязали, по-прежнему стойко переносил мучения. Его тело молча протестовало против человеческой несправедливости, но Дух, который жил в этом теле, был непобедим. Вся вселенная, казалось, ждала мгновения – водружения креста. Все – и палачи, и зрители – были так увлечены тем, удастся ли водрузить крест непомерной тяжести, что не заметили, как с невероятной быстротой распространились непонятные сумерки. Толпа торжествовала – для Безвинной Жертвы начались медленные предсмертные муки», – так описывает события Великой Пятницы британская писательница Мария Корелли. Она не жила в постсоветской России, поэтому забыла добавить: с праздником, дорогие товарищи! С наступающей Пасхой Христовой!

Можно, конечно, задаться вопросом: что плохого в том, чтобы культурно посидеть в теплом кругу сотрудников после окончания трудовой недели? Совершенно ничего плохого, я и сам горячий сторонник этой формы досуга. Недоумение возникает тогда, когда поводом для застолья служит не совершенный коллективом трудовой подвиг, не сватовство коллеги и даже не конец рабочей недели как таковой, а именно «наступающая Пасха».

По словам апостола Павла, «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). И это сугубо добровольный акт, поэтому церковные праздники наполняются историческим, документальным и мистическим содержанием только для верующих. Праздники не имеют волшебной силы влиять на видимый мир, не спрашивая его об этом, исключением может быть только Чудо.
А раз так, то наполнять бокалы в Страстную Пятницу могут только нехристиане, которые, по логике вещей, не верят и в Пасху. Но если ты не веришь, то за какой «наступающий праздник» поднимаешь тост? Как у тебя с логикой, приятель?

Отсчет дней до исторической победы Советского Союза в Великой Отечественной войне начался 22 июня 1941 года. Не случись вторжения немецких войск на территорию страны, не было бы и штурма Рейхстага. Несмотря на прямую причинно-следственную связь между этими событиями, День Победы мы празднуем все-таки 9 мая. Праздновать его 22 июня может только псих.

Страстная Пятница – христианское 22 июня. Тем, кто в этот день провозглашает тост за наступающий праздник Пасхи, стоит подумать, не участвует ли он в акте массового помешательства. Молния за это вряд ли разразит, но ты все-таки не пей в Страстную Пятницу, Иванушка. Козлищем станешь.

Станислав Юрьевич Варыханов – журналист.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции «Независимой газеты»;

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.