0
0
2203

Юрий Гальперин 14:49 19.02.2014

Опоздавших не ждут

Spotify приехал в Россию; мог бы поторопиться

Теги: russian piracy, spotify, дуров, культура, музыка, пиратство, приложения, стриминг, технологии


Жалобы-жалобы-жалобы. На нас жалуется USTR, на нас жалуются учредители SOPA - кому жалуются, непонятно. Пиратство в России - один из последних монолитов духовного единения, за сохранность которого, в случае нужды, в едином порыве вступятся как власти, так и народ. Причины ищите в контрабанде битловских кассет, в пустых прилавках с западными дисками - пиратство в России старше копирайта на несколько поколений. Сколько бы российского слушателя не кормили условно-бесплатными сервисами с кучей дополнительных преференций, он все равно будет скачивать с vk.com - и тут дело не в ответе Чемберлену, а в самой структуре мышления: пиратство для него первично, и факт кражи не воспринимается таковым. К счастью, непонимание российским слушателем сервисов, требующих деньги за музыку, частично уравновешивается непониманием их директорами российского слушателя - и сегодня мы встречаем в Москве сильно задержавшийся Spotify.

Менеджеры компании о ситуации на российском медиарынке знают не понаслышке: несколько лет назад, когда владельцы западных музыкальных сервисов примеривались к российскому рынку, глава компании Дэниел Эк приезжал к Павлу Дурову с предложением легитимиризоровать музыкальный трафик Вконтакте при помощи его каналов. Дуров тогда, если кто помнит, отреагировал в фирменном стиле: музыки у нас, мол, в разы больше, чем у вас - хоть пиратская, зато своя. Чистый афронт - но и доля истины в этих словах была.

До наступления эры мобильной музыки у держателей копирайта еще был шанс: веб эпохи раннего 2.0 просматривался на просвет, и скачать что-то с него было не так тривиально. В итоге всю музыку приходилось покупать в жлобоватых ларьках в переходах метро: 700-мегабайтные диски по сто альбомов с катастрофическим битрейтом и огромным количеством программных вылетов. Появись тогда русскоязычные стриминговые сервисы вроде Spotify - рухнули бы под напором желающих.

Но Spotify появился лишь сейчас - когда пиратство давно уже утекло в интернет. Там его, читай, легализовали (показательные порки рутрэкера - не в счет), и нынешняя задача, которая стоит перед сервисом - переучить два поколения платить за то, что вчера бесплатно брали - представляется малореалистичной, даром, что делать это предстоит в условиях дикой конкуренции: iTunes, Google, Я.Музыка..

В нынешней борьбе за российского слушателя, как в эволюции: побеждает сильнейший. Пока что эти сервисы отвоевали себе пять процентов от всех продаж музыки в цифровом формате - это порядка восьмисот миллионов рублей в год - и очевидно, что на всех желающих кормушки не хватит.

Такова, видимо, плата за опоздание. Быть может, прав был Дуров.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции «Независимой газеты»;

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Другие записи автора