Партия «За правду», возглавляемая писателем Захаром Прилепиным, задумывалась как право-консервативный проект с выраженным «патриотическим» уклоном. На роль её лидера Прилепина назначили не случайно: в сегодняшних политических реалиях он должен был сыграть роль идейного борца, правдивого реалиста, наподобие Максима Горького в молодой советской республике. Или хотя бы «красного графа», как называли Алексея Толстого в стране Советов.
Но правда, похоже, в том, что Захар Прилепин органично смотрелся в роле нацбола, писателя из «лимоновского кружка», как бы оппозиционера и лица некоего социального протеста. А вот в роли пропагандиста власти, придя на телевидение и в политику, он почему-то сразу как-то померк. И даже его литературное творчество стало восприниматься будто иначе: скучнее, беднее, искусственнее.
Он талантливый писатель. Может быть, в десятке современников, пишущих художественную литературу на русском языке. Но так бывает: когда человек оказывается не на своём месте, восприятие его персоны искажается.
И вот Захар Прилепин, чьи книги «Санькя» и «Грех», уже попали в историю русской литературы, чей роман-фантасмагория «Некоторые не попадут в ад» про войну на Донбасе стал событием даже до своего выхода из типографии, возглавил партию. А партия опубликовала программу. А в программе призыв: провести референдум по самопровозглашенным ДНР, ЛНР и Приднестровью. А после этого предлагается немедленно признать эти республики, по итогам плебисцита, включить их в состав России. Как-то переборщил писатель с «патриотическим уклоном», занесло…
Это мог бы быть любопытный сюжет для какой-то антиутопии. Нового Оруэлла, Замятина или Хаксли давно не хватает современной литературе. Но это не литература, а политика. И у неё есть последствия посерьёзнее получения или неполучения литературной премии.
Рассуждение о присоединении ДНР и ЛНР понять можно хоть как-то: есть медиа-легенда про борьбу с русофобами, нескрываемая поддержка со стороны России и… общие границы. Никакой пользы, кроме вреда от их присоединения не будет, но эту фантазию хотя бы теоретически можно вообразить.
Но Преднестровье – часть Молдавии, независимость которой признали только Южная Осетия, Абхазия и Нагорный Карабах, сами имеющий сомнительный международный статус.
Сам разговор о его присоединении к России – уже провокация. Как и разговор о присоединении ДНР и ЛНР. Это выглядит как попытка втянуть Россию в новый большой территориальный конфликт. Конфликт, после которого текущие санкции и их влияние на российские экономику и общество покажутся игрушками…
Или это использование так называемых «окна Овертона» с попыткой раздвинуть границы допустимого в политике? Ведь «кольцо врагов» и «санкции» вредят экономике, но вместе с тем позволяют принимать властям чрезвычайные меры внутри страны. В конце концов, политика – искусство возможного…
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции «Независимой газеты»;
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать