Сомнений, готовы ли общество и экономика, почему-то не возникает. Никто не задается вопросом о реальности не на словах, а на деле перепрыгнуть, образно говоря, из раннего феодализма в социализм, в терминах марксистской историографии, или из 4-го техноуклада сразу в 6ой - согласно уже современной теории академика Глазьева? Советская наука или то, что ею называлось, пыталась убедить десятки лет, что это возможно и даже приводила примеры советских республик, но… суровая действительность по факту быстро вернула эти страны-кандидаты на телепортацию в свое привычное средневековье, пускай в стиле модерн.
Как, например, перспективы блокчейн-технологий будет сочетаться с частичным закрытием земельных кадастров с общим доступом, с засекречиванием почти 20% бюджета и еще массой других запретительно-охранительных трендов российской экономики и политики, которые вступают в противоречие с самой сутью блокчейна? Кстати, одно из значений слова hype, которое сопровождает обсуждение криптовалют, - это "шумиха в СМИ, трюк, очковтирательство".
Вернемся с цифровых небес на землю. Базовый экономический постулат всей экономической теории гласит, что благосостояние общества зависит от его способности производить товары и услуги. После краткого периода сомнений в верности этого утверждения и увлечения виртуальной экономикой, мир снова возвращается к этой идее – и вот уже одним из основных экономических мероприятий Д.Трампа становится возврат производств в США. А успешность и эффективность этой самой «способности производить» прямо зависит от производительности труда – кол-ва продукции, выпущенной работником за 1 времени (или ВВП на 1 отработанный час).
С этим мало кто будет спорить сегодня, а в свое время одно из немногих верных утверждений известного экономиста по фамилии Ульянов звучало так: «Производительность труда, это, в последнем счете, самое верное, самое важное для победы нового общественного строя…». Не удалось превзойти проклятых капиталистов, вот новый строй и не победил. Каковы же успехи России за последние 25 лет в этой важнейшей компоненте достижения экономического благосостояния общества? Успехи прямо скажем скромнее некуда. По данным ОЭСР мы в самом конце трех десятков стран с результатом за 2016 год 23.8 долларов (ВВП, долларов за час) (данные
Почему же масс-медиа с экономическим уклоном также ожесточенно и с энтузиазмом не дискутирует на эту тему? Да потому, что производительность труда очень неудобный показатель с точки зрения медийного эффекта. Причина в том, что для ее оценки приходится внимательно смотреть в зеркало, а не возлагать вину на козни третьих лиц и историческую несправедливость. Тема не выигрышная, не «авантажная», как говорили раньше. Любой объективный анализ причин низкой производительности труда приводит к вопросам оценки качества человеческого капитала, а значит к уровню расходов на него, к вопросу об уровне конкуренции в экономике как единственному стимулу для предпринимателя повышать этот показатель, к вопросу о способности и желании государства инвестировать в этот человеческий капитал, к вопросу о приоритетах в обществе в отношении ценностей, добродетелей, экономического и социального поведения. Да, много «кликов» и «лайков» тут не соберешь. Однако именно эти вопросы в конечном счете - ключевые для будущего экономики РФ, именно от них зависит способность экономики и общества воспринять цифровые технологии. Эти темы, на наш взгляд, должны быть первыми в очереди на популяризацию, а не «hype» вокруг даже не технологии (блокчейн), а виртуальных денег в многочисленных вариациях, создающих лишь иллюзию решения всех проблем.
Михаил Алтынов - директор по инвестициям "ИК "Питер Траст"
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать