Патрик и Оливье де Фюнесы. Луи де Фюнес: Не говорите обо мне слишком много, дети мои!/ Пер. с фр. А.Брагинского. – М.: Текст, 2007. – 205 с.
Сыновья великого французского комика в четыре руки исполнили ряд этюдов из жизни своего отца. Или же можно заметить, что они слаженным дуэтом поведали о многих деталях довольно-таки непростой будничной жизни Луи де Фюнеса, не забывая, впрочем, и его творческую жизнь.
В «Прологе» Оливье назвал побудительные мотивы создания книги: «Жизнь с отцом была полна приятных и непредсказуемых неожиданностей. Во всяком случае ее не назвать, ни банальной, ни скучной. Миф о комическом актере, который по выходе из театра забывает о юморе и надевает маску страдающего меланхолика, в нашем доме не признавался напрочь».
Луи де Фюнес в жизни был такой же смешной, как на экране, не прибегая, однако, к одним и тем же приемам, ибо в первую очередь был истинным профессионалом и совершенствовал свое мастерство всю жизнь.
Любопытство его зрителей остается неизменным.
«Как он находил свои трюки?» – спрашивают они.
«Правда ли, что он был очень нервным человеком?»
«Рассказывал ли он вам свои гэги до того, как их сыграть?»
«Говорят, он был очень строг на съемочной площадке?»
«Был ли он строг с вами?»
На все эти и многие другие вопросы авторы книги отвечают без утайки и с большим достоинством.
Да, Луи де Фюнес, судя по отзывам ведущих французских критиков, был актером, обладающим поразительным комическим даром. Феноменально ритмичный, живчик, полный энергии и задора, он достигал грандиозного результата, оставаясь уморительно-забавным в своем шутовстве. Но одновременно он дотошно и скрупулезно готовил свои будущие роли, дабы не повторяться и оставаться неожиданным.
Авторы книги тактично вводят читателя в творческую лабораторию артиста. После прочтения этого труда остается ощущение полноценного экскурса в зрительный зал, где идет нескончаемый ретрофильм с множеством хорошо знакомых эпизодов, не теряющих к тому же от этого повтора первоначального очарования.
Достаточно откровенно в книге рассказывается и о взаимоотношениях де Фюнеса с его партнерами по фильмам: Жаном Габеном, Жаном Маре, Бурвилем и многими другими кинозвездами.
Книга заканчивается воображаемыми ответами героя повествования на широко известный вопросник Пруста. Воспроизведем его, ибо это тоже один из обликов артиста.
«Ваше любимое имя? Жанна (имя его жены. – В.Ш.).
Слово, которое ненавидите? Убийство, в том числе коррида.
Ваш любимый наркотик? Театр.
Звук, шум, который вы любите? Кудахтанье курицы.
Звук, шум, который ненавидите? Ружейный выстрел на охоте.
Ваше любимое ругательство, грубое слово или проклятие? Остолоп.
Профессия, с которой вы не желали бы иметь дела? Политика.
Растение, дерево или животное, в которое вы хотели бы превратиться? Кедр.
Если Бог существует, что бы вы хотели от него услышать после смерти? Все ваши знакомые в сборе. Они давно, очень давно дожидаются вас».
Кажется, я вас заинтересовал. И еще: в книге замечательный альбом иллюстраций.