0
1259
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

15.11.2007 00:00:00

Петит

Тэги: лем, фантастика


ЦИРКАЧИ И ОККУПАНТЫ

Так говорил... Лем. Пер. с пол. В.И.Борисова и В.И.Язневича. – М.: Хранитель, 2007. – 764 с.

Похоже, в России Станислава Лема любят больше, чем в родной Польше, и уж точно больше, чем в Европе и Америке. На настоящий момент на русском языке выпущены все его художественные произведения, философские и футурологические книги («Сумма технологий», «Философия случая», «Фантастика и футурология»), автобиографические повести («Высокий замок», «Больница воображения») и даже сборники рецензий на вымышленные книги. В ненумерованное собрание сочинений Лема на русском языке вошло больше текстов, чем в самый полный 33-томник, вышедший в Польше. Кстати, эта книга в него как раз не вошла, как и другие его публицистические произведения. Поляки решили, что массовый читатель без этого обойдется.

Отчасти они были правы – уж больно явственно ориентирована эта книга на фанатов, все о Леме знающих. На тех, кто прочитал все вышеперечисленные издания. В основу русского издания была положена книга интервью, сделанных польским журналистом Станиславом Бересем в 80–90-е годы прошлого столетия. Это примерно 90% объема. Остальное – глава «Так говорил Лем... по-русски», то есть интервью, взятые нашими соотечественниками. И вот что примечательно – русская часть интереснее оригинальной, польской.

У Береся было много времени, их беседы с Лемом неспешны, продолжительны. Они явно страдают многословием. Журналист заставляет писателя мучительно вспоминать подробности, которые не вошли в его же книги. Звучит много случайного, необязательного. К тому же в отличие от Лема Бересь социально ангажирован┘ Детство и юность Лема прошли во Львове, который сначала был оккупирован Советским Союзом, а потом гитлеровской Германией. «Ради бога, рассказывайте о советской оккупации, а не о выступлении циркачей», – направляет журналист беседу. А Лем упорно не желает ругать Советы – говорит что-то типа «да, было тяжело, но при немцах было гораздо хуже». Мудрый человек, переживший многие самые разные режимы и правительства, не спешит потакать модным веяниям антисоветизма. Наоборот, он неоднократно повторяет, что в Советском Союзе его любили, как нигде в мире. И в современной России любят по-прежнему┘

Вообще создается ощущение, что журналист хоть и безмерно почитает писателя, но абсолютно не понимает его. Он все время ставит акценты не на те книги, на которых акцентируется сам Лем.

В «русской» части все по-другому: наши соотечественники, заметно стесненные во времени, просто вынуждены спрашивать о главном. Их интервью более информативны и энергичны. Нельзя не похвалить издателей за это эксклюзивное дополнение к оригинальному изданию – многим оно может показаться более интересным, чем основная часть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
399
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
363
Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Владимир Мухин

Киев способен продолжить гибридную войну против РФ

0
460
СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

0
296

Другие новости