Яков Боровой. Ариэль Шарон. – М.: ТЕРРА, 2007. – 288 с.
Ариэль Шарон – центральная фигура новейшей истории Израиля и участник всех войн, которые вел Израиль начиная с 1948 года. В предисловии к книге Яков Боровой предупреждает, что «история жизни Шарона – это история Израиля; история Израиля – это во многом история жизни Шарона». И действительно, написанное легким журналистским языком, с вкраплением всевозможных анекдотов и баек про ключевых политиков Ближнего Востока, жизнеописание бывшего израильского премьер-министра может служить не только занимательным чтением, но и своеобразным введением в историю арабо-израильского конфликта.
С первых страниц не остается сомнений, что автор, долгое время работавший на Ближнем Востоке, относится к своему герою с неподдельным восхищением. Боровой не умалчивает и о компрометирующих фактах биографии Шарона, создавших ему в глазах недругов и политических конкурентов репутацию «мясника» и «бульдозера». Похоже, автор придерживается мнения, что «на войне как на войне» и в многолетнем кровавом конфликте обе стороны имеют одинаковое право на канонизацию своих героев.
Оказывается, израильская история могла бы повернуться совсем по-другому, не позвони в 1952 году Ариэлю Шарону, решившему приступить к изучению истории в Еврейском иерусалимском университете, командир Иерусалимского военного округа. Полковник Шахам предложил новоиспеченному студенту возглавить только что созданное контртеррористическое подразделение «101». «А как же экзамены?» – спросил студент. «Выбирай одно из двух. Либо ты будешь всю жизнь изучать то, что сделали другие, либо другие будут изучать то, что сделал ты». – «Я уже выбрал», – ответил Шарон.
Подразделение «101» предназначалось для ведения боевых операций возмездия вне пределов государства Израиль. С самого начала Шароном были разработаны два принципа борьбы с терроризмом, которых он с тех пор неукоснительно придерживался. Согласно первому, чтобы победить, надо успеть ударить первым. Согласно второму израильская армия обязана отвечать на любой теракт. Восточная внешность бойцов, прекрасное знание арабского языка и железная дисциплина помогали подразделению практически без потерь осуществлять глубокие рейды в тылу врага. Развитие ситуации как будто доказало эффективность стратегии Шарона: после ряда успешных и более или менее кровавых «актов возмездия» количество террористических актов против Израиля резко снизилось, а сектор Газа был очищен от террористов. Их там не было вплоть до первой интифады (1987–1991).
В 1973 году именно дивизии Шарона удалось переломить первоначально неблагоприятное для Израиля течение войны Судного дня. Блестящая победа предопределила желание генерала уйти в политику. Неожиданным оказалось решение Шарона присоединиться не к правившей почти четверть века левоцентристской партии Израиля МАПАЙ (позднее «Авода»), а к правоцентристской партии «Ликуд» («Единство»).
Победа правых привела к перекройке политической карты Израиля и фактическому установлению двухпартийной системы «Авода – «Ликуд». В последовательно сменяющих друг друга правительствах Менахема Бегина, Шимона Переса и Ицхака Шамира Шарон занимает различные министерские должности, оставаясь последовательным сторонником построения еврейских поселений на оккупированных палестинских территориях. В это время Шарон говорит, что необходимо завоевывать и заселять все новые и новые пространства, потому что иначе «население Израиля будет вечно жить под прицелом арабских винтовок».
В феврале 2001 года Ариэль Шарон становится премьер-министром Израиля от партии «Ликуд». Арабская улица выражает свое негодование. Еврейские ультраконсерваторы празднуют победу. И те и другие ожидают жестких мер в отношении палестинцев и┘ сильно ошибаются. Генерал недвусмысленно дает понять, что только он, национальный герой Израиля, может принять на себя тяжесть непопулярных решений, сопряженных с уступками арабам, и сыграть роль ближневосточного де Голля. «Я думаю, что могу достичь мира, потому что я видел все ужасы войны. Я участвовал во всех войнах и потерял в них своих лучших друзей. Я дважды был серьезно ранен. Поэтому я понимаю важность мира лучше, чем те политики, которые говорят о мире, но не испытали на собственной шкуре, что такое война», – говорит Шарон. Придя к власти как сторонник самых жестких силовых методов, он принимает решение о сносе израильских поселений на оккупированных территориях и выводе израильских войск из сектора Газа.
Эвакуация израильских поселений вызывает шквал критики со стороны коллег по партии. Ариэль Шарон решает во второй раз поменять израильскую политическую систему и привести к победе созданную им новую правоцентристскую партию «Кадима» («Вперед»). Но завершить задуманное он так и не смог. 4 января 2006 года «скорая помощь» доставила израильского премьера в иерусалимский госпиталь. После обширного инсульта Шарон так и не вышел из комы.