0
1290
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

13.09.2007 00:00:00

Каким был маэстро

Тэги: гордон, музыка


Г.Гордон. За гранью мифа. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2007. – 352 с.: ил.

Автор этой новой книги не просто пополнил еще одним изданием уже довольно обширную гилельсиану, но совершил маленькое чудо: рассказывая о великом пианисте и интерпретаторе, сумел донести аромат звучания, увы, отзвучавших концертов.

Казалось бы, музыка невоспроизводима в любой другой форме... Ан нет.

Биограф и музыковед сумел воссоздать музыкальную жизнь 30–80-х годов прошлого века в мельчайших деталях, с блеском и яркостью аранжируя наиболее трудные (они же и ключевые) моменты взаимодействия личностей. Чего стоит только скрупулезное исследование взаимоотношений прославленной пары: Гилельс и Рихтер!.. А еще и более раннее: Нейгауз и Гилельс┘

Что ж, всё как в жизни – шекспировские страсти на уровне коммуналки. Нам-то ближе и понятнее кулуарные дрязги литературного мира, но у музыкантов, оказывается, ничуть взаимоотношения не легче, разве что выразительнее. Само их искусство, несмотря на утешительные записи, прежде всего перформанс, который принципиально невоспроизводим, прежде всего из-за интерпретации.

Тем более замечательно, что в полный рост, возможно впервые, представлена здесь колоритная личность пианиста, его фактурность и уникальность. Вот один из его мгновенных портретов: «Всегда «застегнут на все пуговицы»; с виду суров и неприступен; людского общества избегал, с людьми сходился трудно, никогда не старался быть в центре внимания – напротив, держался в тени; не позволял себе показывать, что было на душе, – ровен и деликатен со всеми; молчалив и больше слушает других – редчайшее качество! – чем говорит сам». И следом: «Один пример ленинградских гастролей в сезоне 1956/57 года дает представление о его неутомимости. В течение четырех дней он дважды играет в Большом зале филармонии (Четвертый концерт Бетховена и Третий концерт Прокофьева), причем каждому концерту предшествуют по две четырехчасовые репетиции, записывает на грампластинки Четвертый и Пятый концерты Бетховена и сонату Вайнберга... знакомится с сокровищами Эрмитажа, слушает несколько молодых пианистов. Сну уделяется не больше четырех-пяти часов┘»

Эксклюзивный фоторяд удачно дополняет впечатление.

А в заключение позвольте воспроизвести процитированную в книге давнюю запись Виктора Астафьева, обозначившую еще одну важную черту к портрету героя повествования: «Приехав на гастроли в Вологду, Гилельс отправился осматривать Софийский собор. Там было очень холодно, и он, потирая руки, все прятал их, но никак не мог согреть. Никто из сопровождавших его ничего не заметил. А вот старушка, «кормившаяся подле храма», заметила и спросила, не мерзнут ли руки.

«– Мерзнут, бабушка, мерзнут, а мне вечером играть. Нельзя руки остужать».

И тут она предложила маэстро свои рукавички.

«Гость охотно подставил руки, бабушка надела рукавички, согретые своими руками, на бесценные руки пианиста, и маэстро ожил, повеселел, долго еще оставался в Софийском соборе┘

Уходя из собора, Гилельс вернул бабушке рукавички и, приложив ладони к левой части груди, поклонился ей легко и элегантно, как это умел делать только он, без заискивания и ужимок:

– Благодарю вас, родимая! Вы очень, очень мне помогли».

...Перевернув последнюю страницу, я вдруг подумал: «А не переиздать ли эту биографию в популярной серии ЖЗЛ?!»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
564
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2287
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1505
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1138

Другие новости