НЕ ТОЛЬКО О «МАШИНЕ ВРЕМЕНИ»
Максим Капитановский. Во всем виноваты «Битлз». – М.: ВАГРИУС, 2006, 384 с., ил.
Максим Капитановский – человек разносторонних интересов. В начале 70-х он играл на барабанах в тогда еще только набиравшей популярность «Машине времени». Потом ушел в армию. Демобилизовавшись, играл в ВИА «Добры молодцы», «Лейся, песня!» и иже с ними. Спустя несколько лет вернулся в «Машину...», но уже звукорежиссером. В последнее время занимается в основном документальным кино – получил несколько наград на соответствующих фестивалях. Его первая книга была написана почти 20 лет назад и называлась «Все очень не просто» – в противовес книге Андрея Макаревича «Все очень просто». В качестве первой главы – из трех – она без заметных изменений вошла и в эту книгу...
Однако не надо думать, что читателя ждет жизнеописание популярного коллектива в модном сейчас книжном стиле – кто что пил, кто с кем спал, кто сколько получал и сколько недодал автору книги... Такая книга о «Машине времени», сочетающая качества желтой прессы с подметным письмом, есть, но написана она совсем другие человеком... Максим Капитановский, кроме всех вышеперечисленных талантов и способностей, обладает еще одним, и вполне несомненным – он прекрасный рассказчик. Он любит рассказывать интересные истории и умеет это делать – он собирает их, запоминает, коллекционирует. Из таких вот баек, отточенных неоднократным пересказыванием в застольных кампаниях, в купе по дороге на гастроли, в неуютных гостиницах после концертов, составлена вся книга...
Есть тут, конечно и истории, связанные с группой «Машина времени». Например, Максим Капитановский подробно излагает историю первых выездов некогда запрещенного коллектива за рубеж – описывает робкие еще гастроли в Болгарии, ГДР, потом уже смелее – в Израиле, США... Замечательна история о том, как музыканты «Машины...» вместе с Александром Градским, впервые вырвавшись за океан, пришли в ресторан «Атаман», принадлежавший Михаилу Шуфутинскому, знакомому многим еще до его эмиграции...
Примерно треть книги посвящена изложению замечательной истории, связанной с первым приездом в Россию Пола Маккартни. Максим Капитановский снимал об этом фильм. Оказывается, Маккартни и Капитановский встречались лично, и тот рассказывал звезде о том, как «Битлз» изменили жизнь в России...
А кроме этого есть и не менее смешные истории из армейской жизни Максима, из времен, когда он еще совсем мальчишкой работал на заводе. Среди героев книги – Маккартни, Макаревич, Путин, Лужков, Сюткин, Антонов, София Ротару, Яак Йоала, а есть рядовые по прозвищу Пшикер и Пионер, электрики по прозвищу Фонарь и Крокодил... Но все истории одинаково смешные, одинаково интересные.
АЛХИМИК ЗАВЕРШИЛ СВОЕ ДЕЛАНИЕ
Михаил Козырев. Мой рок-н-ролл. Red book. Трилогия: Том III. – М.: Гаятри, 2007, 246 с.
Фанатам русского рока пришлось почти полгода ждать завершающей части трилогии Михаила Козырева «Мой рок-н-ролл». Зато она по объему больше обеих первых.
К этому проекту никак не подобрать более подходящего определения, кроме как «сложносочиненный». Все в нем не случайно, все продумано, все неспроста. Судите сами... Три тома, каждый из которых строится вокруг цифры 13. В первом – 13 встреч, 13 провокаций, 13 интервью и 13 черновиков; во втором – 13 советов будущим звездам (ни много ни мало!), 13 стихов (тоже смело), 13 FAQ (то есть того, что все хотят узнать, но боятся спросить), 13 мгновений; и, наконец, в третьем – 13 радиостанций, 13 фестивалей, 13 дел, 13 приколов и 13 присяжных. Да и цвет книг и их последовательность подобраны не случайно: черный, белый, красный. Именно в такой последовательности – нигредо, альбедо, рубедо – происходят великие этапы алхимического «делания», так создается философский камень. Николя Фламель переворачивается в гробу, если, конечно, не живет до сих пор!
Еще амбициознее «последнее слово» – из него следует, что почти все русскоязычные рок-группы были запущены в эфир лично Михаилом Козыревым. Так и написано: «дебютировали в эфире «Радио «Максимум» (1994–1998) и «Нашего радио» (1998–2004)». В то время как я лично слушал песни «Агаты Кристи», «Бахыт-Компота», «Краденого солнца», «Сплина», «Ивана-Кайфа» – одни на «Радио-Эс-Эн-Си» (конец 80-х), другие на «Радио 101» (самое начало 80-х), а демо-записи «Маши и Медведей» сам ставил на «Радио России» задолго до того, как их начали крутить на вышеупомянутых станциях!
Однако простим автору невинную подтасовку. В книге действительно много всего интересного и познавательного. О том, как организовывались замечательные фестивали «Максидром», «Нашествие», «Чартова дюжина», благотворительные проекты «SOSтрадание» и «Мир в наших руках», как создавался саундтрек фильма «Брат-2», как снимался «Неголубой огонек»... О том, как будущий организатор всего этого, будучи еще совсем юным, слушал «Голос Америки» по папиному приемнику марки VEF, а потом как он набирался опыта, работая на американской радиостанции... А глава «13 приколов» – так просто пиршество народного юмора, вот только бы автор не был таким многословным...
Ну и, конечно, оформление книги выше всяческих похвал. Каждая страница – артефакт; можно вырывать и вешать на стену вместо плаката.
В общем, вполне можно простить автору некоторую хвастливость. Заслужил он, без сомнения, на нее право! Много сделал для русского рока! Зачет!