Гвидо Кнопп. Женщины Гитлера и Марлен / Пер. с нем. Т.Ф. Датченко. – М.: Астрель, АСТ, 2006, 415 с. (Неизвестные знаменитости).
В этой книге немецкий писатель, доктор исторических наук Гвидо Кнопп, уже известный российскому читателю по книгам «Адольф Гитлер. Психологический портрет» и «Дети Гитлера» (об истории и методах работы «Гитлерюгенд»), обратился к судьбам ярких и незаурядных женщин XX века, так или иначе испытавших на себе магнетическое обаяние фюрера, а также и к его противнице – очаровательной Марлен Дитрих. Как бы предосудительно это ни звучало, большинство героинь романа не только не считали проповедника нацизма извергом и убийцей, но называли его яркой и притягательной личностью, интересным мужчиной и галантным кавалером.
Чего только не творил женский пол из-за Гитлера! Ева Браун дважды пыталась покончить жизнь самоубийством и занимала в его имении «Бергхоф» унизительную роль простой «подруги». Тем не менее она писала в своем дневнике: «Я – возлюбленная самого великого мужчины Германии и мира». Семнадцатилетняя племянница фюрера Гели Раубаль (говорят, только ее Гитлер любил по-настоящему) из-за тирании дядюшки наложила на себя руки. «Первая леди» Третьего рейха, олицетворение арийки, аристократка Магда Геббельс писала: «Я люблю и своего супруга, но моя любовь к Гитлеру сильнее, для него я была бы готова уйти из жизни». И впрямь, когда подтвердился крах империи, она своими руками умертвила своих шестерых детей и умерла сама.
Талантливейшая актриса, режиссер, красавица Лени Рифеншталь, побывав на одном из выступлений Вольфа (неформальное прозвище Гитлера), была настолько объята его харизмой, что написала ему письмо с просьбой о личной встрече, а потом создала гениальный фильм «Триумф воли», возвеличивший тирана. Далее, Винифред Вагнер, руководительница фестиваля в Байрейте и, как ее называли, почетная «хранительница Святого Грааля», не колеблясь, положила на алтарь фашистской Германии великие оперы Рихарда Вагнера. Позже, уже зная о преступлениях фашистов, она до смерти твердила, что Гитлер был прекрасным человеком и ближайшим ее другом. Рыжая шведка с низким волнующим голосом Цара Леандер, хоть и встречалась с Гитлером два раза, стала немецкой кинозвездой, заменив нацистам сбежавшую Марлен.
Книга Гвидо Кноппа – не просто подробный, вдумчивый и документально подкрепленный анализ отношений фюрера со своим, так сказать, «гаремом»: перед каждой главой, посвященной одной из женщин, автор дает сводку высказываний самой героини, а также мнений родных, знакомых и слуг. Это, если так можно сказать, исторический детектив. Детектив, в котором по прошествии многих лет и тяжб вряд ли толком выяснишь, например, находились ли в связи Гитлер и Ева Браун? Ведь любопытная жена управляющего имением, разглядывая белье перед стиркой, не нашла никаких следов. Не узнаешь, кто на самом деле убил юношескую любовь Магды Геббельс – лидера сионистов Виктора (Хаима) Арлозорова, посылала ли Лени Рифеншталь поэтично-восторженную телеграмму в ответ на присланные фюрером розы и задавала ли Цара Леандер дерзкий вопрос: «Скажите, господин рейхсканцлер, вы пробовали что-нибудь сделать со своими волосами?», на что Гитлер озабоченно сетовал на свою непослушную челку. Что приятно, книга Гвидо Кноппа снабжена алфавитным указателем и богатым фотоматериалом, который, правда, в российском издании значительно поблек. Явно из-за плохой полиграфии.