Виктор Джанибекян. Гапон. Революционер в рясе. – М.: Вече, 2006, 480 с.
Говорим «Гапон» – подразумеваем Кровавое воскресенье, расстрел царскими войсками мирной рабочей демонстрации. Если верить советским учебникам истории, поп Гапон по заданию охранки привел народ к месту убийства – и был таков. В общем, предатель и гадина.
Автор книги «Гапон. Революционер в рясе» журналист и историк Виктор Джанибекян, исследовав прессу тех лет, мемуары современников, документы той же охранки, пришел к иному выводу: «Мятежный священник оказался незаурядной, многогранной личностью – умелым организатором, популярным в народе оратором, который воздействовал на массы, вел их за собой┘ Гапон всю свою жизнь посвятил служению рабочему классу, но кому-то было нужно, наклеив на него ярлык предателя и провокатора, очернить отца Георгия┘»
Но книга примечательна не столько преображением Гапона, выражаясь языком фантаста Лукьяненко, из «темного» в «светлого», сколько своей стилистикой. Ну где сейчас прочтешь такое – «всю жизнь посвятил служению рабочему классу»? Только в советских книжках про борцов за дело революции. И у Джанибекяна получилась история в стиле жизнеописания «всесоюзного старосты» Михайлы Иваныча Калинина. В назидание юным пионерам. Или даже октябрятам. Как босой, но даровитый сельский мальчуган Георгий Гапон выполнил завет «учиться, учиться и учиться». Его родители мечту имели скромную: чтобы сын выучился на служителя культа. «Отец не раз повторял поговорку: «Поп – золотой сноп», а мать была уверена, что, став священником, их мальчик не только сам попадет на небо, но и всем своим поможет туда попасть». А что до «умелого организатора» и «популярного в народе оратора», то так далеко не заглядывали.
Но Георгий стал не просто попом, а защитником пролетариата. Выступал в рабочих кружках и на собраниях, боролся с теми, кто «наживался на торговле в заводских и фабричных лавках». Поэтому неудивительно, что «рабочие, любившие священника, оберегали его как родное дитя» и «в него верили прямо как в Бога». А самодержавие, в свою очередь, не любило. И когда царские власти не нашли зачинщиков беспорядков, то подумали и «решили: всю вину свалить на попа Гапона┘»
Вот так запросто, ребята, честного революционера сделали предателем и палачом, оклеветали перед соратниками по борьбе. И они решили отца Георгия убить. Заманили за город на дачу, приготовили веревочную петлю┘ А подробности пионерам лучше не читать. И фотографии удушенного Гапона не смотреть: дети все-таки.