0
1854
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

20.04.2006 00:00:00

Немного синих трусов в бокале с шампанским

Тэги: ришар, как рыба без воды


Пьер Ришар. Как рыба без воды. Мемуары наизнанку/ Пер. с фр. А.Беляк. – М.: FreeFly, 2005, 176 c.

Мы упиваемся «героями дня» и «звездными кумирами» (как-то забывая о том, что любые «кумиры» по сути своей – идолы на глиняных ногах), мы любим порассуждать о «гениях» и «неординарных личностях». Мы пишем про них книги и выдумываем им изумительно пафосные биографии. Они для нас – неиссякаемый источник вдохновенья, а также слез, жизни, любви и прочего. Они – матрица мирозданья, и никакого чувства юмора по отношению к ним не предусматривается. Юмор заставляет усомниться в величине описываемого. Лучше уж без него. Смеяться в данном случае – это то же самое, что пилить сук, на котором сидишь, или крушить топором свой собственный компьютер.

Иногда «великие» пишут про себя сами. Как-то этак снисходят до простых смертных. Пишут подробно, «с чувством, с толком», с простодушным дребезжанием скрытого, героического величия из серии: «Жизнь прожить – не поле перейти». Наставляют. Скромничают. Учат молодое поколение. Не смеются.

Итак, «все готово к встрече великого человека. 16 августа человечество осознает, что эпоха разделилась на «до 1934 года» и «после него». Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Деваис явился в этот мир┘ И мир этот уже никогда не будет прежним».

Так прекрасный французский актер Пьер Ришар начинает свои мемуары. И действительно, отчего бы ему и не признать за собой некоторых заслуг? Мир и впрямь никогда «не будет прежним» после Ришара. Другие-то «великие» пишут о себе более заковыристо и потаенно, а ведь приблизительно это и имеют в виду.

Далее по тексту: «А неплохой зачин, правда? Минуточку! Все факты строго соответствуют действительности! И даты тоже! Хотя, конечно, трактовка может озадачить. Верно говорят, что если кое-кто настроен немного предвзято, то он может заподозрить тут кое-где проклевывающийся намек на субъективность, легкий такой нарциссизм – то там то сям┘»

В таком духе, как можно догадаться, написаны все эти взрывчатые мемуары. До мании величия этому гению человечества далековато. Пожалуй, ему здорово облегчила жизнь его принадлежность к неунывающему племени комиков. «Особенно мне вспоминается 1936 год. Новой эре было всего два года┘ Толпа бурлила у меня под окнами, и я приветствовал ее с высоты моих двух лет.

– Мама, чего они хотят?

– Они протестуют, потому что ты не доел свой суп! – отвечала мама.

Я немедленно, в два взмаха столовой ложки, очистил тарелку┘ Залп радостных криков┘ взлетел до небес. Ну это-то я не выдумал! Видел собственными глазами!»

В процессе чтения выясняется, что подобного рода методика хороша для всякого, кто хандрит. Стоит только открыть книгу по истории на странице с датой вашего рождения, и хандру – как ветром сметет. «Вы увидите, что являетесь зачинщиком самых необыкновенных вещей! Признайтесь, ведь это приятно?»

Очень. Но нам, с нашей колокольни, особенно приятно следующее:

1) книга написана очаровательным человеком, не очень-то принимающим себя всерьез (какое облегчение для читателя!).

2) она отменно переведена.

Эти факты согревают читательскую душу, израненную всякими там «потрясающими копьем», а также машущими жезлом, скипетром и другими атрибутами власти. К чему нам все эти штуки? Зачем нас вразумлять, колоть нам глаза высокомудрием и пафосом и, как писал поэт Бен Джонсон про Шекспира, «потрясать копьем перед лицом невежества». Ради бога, оставим это. Поговорим лучше про синие трусы.

В мемуарах Ришара восемнадцать глав. Он ничего не забыл: ни друзей-актеров и режиссеров (разбивающих себе головы, пукающих на спор, пьющих, как лошади), ни праведных своих и чужих трудов. Начинает он, как водится, с воспоминаний о юности и работе в ННТ (Национальном народном театре). Об этом невозможно читать без слез. Через пару абзацев понимаешь, что Ришар – не только отличный комический актер, но и талантливый писатель.

Вот он, умудрившись заснуть по пьяному делу на сцене во время спектакля «Макбет», в ужасе ползет за кулисы: вообще-то он – павший солдат и не должен ни под каким соусом здесь находиться. Чтобы это чудовищное поведение посреди напряженного действа не так бросалось в глаза зрителям, он ползет, похрапывая┘ Ведь по пьесе на дворе – ночь┘ Это тот редкий случай, когда можно настоятельно рекомендовать вышеозначенную главу в качестве просветляющего и примиряющего с жизнью лекарства в ее истинном, если так можно выразиться, виде, то есть не тратя времени на пересказ.

Но где же все-таки синие трусы, о которых было говорено чуть раньше? Синие трусы, которые так любил актер Жан Карме┘ «Для него трусы были знаменем, синим вымпелом, стягом, который являют миру при каждом удобном, а еще лучше – неудобном случае. Брюки исполняли всего лишь функцию покрывала, брошенного на монумент в ожидании торжественного открытия┘» Разумеется, в подобных обстоятельствах лучше не просить друга о скромной услуге – одолжить синие трусы для купания в бассейне. И, уж конечно, не стоит, позабыв о всей мере ответственности за совершенное злодеяние, как ни в чем не бывало уходить домой в синих трусах┘ Потому что иначе┘ Ты будешь заклеймен по радио как злостный вор и похититель заветного дара любви. «Вы понимаете, – жаловался он ведущему передачи, – дело не в деньгах! Трусы были подарены женщиной, которую я глубоко любил. Они мне дороги как память, а это бесценно. Услышь меня, Пьер, – умолял он с бесконечной скорбью в голосе, – верни мне трусы!»

Не думайте, что в книге рассказывается только про пуки и нижнее белье. В ней есть все: и дивные стихи в духе Ростана (правда, опять-таки – про пуки), и рассуждения о масскультуре, и прелестные воспоминания о невезучем друге знаменитом Жераре Ури, и лирическое (а также невообразимо смешное) описание Грузии и ее обычаев (опыт незабываемый: автору пришлось работать с грузинами на съемках фильма «1001 рецепт влюбленного кулинара»). Все правила канона соблюдены. Мемуары великого человека вполне соответствуют самым строгим требованиям. Только вот кумирню никто не строит. Ни автор, ни читатель. И никто никого не назидает. И все хохочут.

Дело поистине удивления достойное! Просто прелесть, что такое┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
1661
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
1370
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
1528
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
1389

Другие новости