Марина Москвина. Дорога на Аннапурну. – М.: Гаятри, 2006, 224 с.
Писательница Марина Москвина и художник Леонид Тишков из каждого путешествия возвращаются с ворохом воспоминаний, историй и рисунков, которых хватает на целую книжку. Поездка в Японию подарила читателям книгу «Изголовье из травы», в Индию – «Небесных тихоходов», а «Дорога на Аннапурну» появилась после посещения Непала.
Сначала Марина Москвина писала только для детей, а за книгу рассказов «Моя собака любит джаз» получила международный Диплом Андерсена, за которым надо было ехать в Индию (именно после этой поездки появились «Небесные тихоходы»). Первая книга Марины Москвиной, рассчитанная на взрослого читателя – «Гений безответной любви», – была выдвинута на премию Букера.
Муж Марины Москвиной Леонид Тишков – художник и создатель новой мифологии, достаточно причудливой, как всякой мифологии и положено, и в то же время близкой современному человеку, если тот, конечно, не боится необычных существ вроде Космических Водолазов, Даблоидов, Живущих в Хоботе, и других. Тишков – лауреат международных премий и обладатель почетных книжных наград; особенно отмечены его иллюстрации к романам «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», к сочинениям Козьмы Пруткова, к «Войне с саламандрами» Карела Чапека, к роману Замятина «Мы» и книгам Льюиса Кэрролла.
«Дорога на Аннапурну» написана с интонациями, которые наиболее ценишь в невыдуманных книжках: кажется, что историю о путешествии в далекую страну рассказывают тебе лично, в кафе или на прогулке. У нас в руках – летопись путешествия туда, куда большинство из читателей так и не соберется, а если и соберется – то увидит все по-своему, это уж точно.
Не каждый человек может так вот запросто собраться и без подготовки и помощи опытных тренеров подняться на 4000 метров над уровнем моря: да и Марине с Леонидом пришлось преодолеть массу трудностей и препятствий. Начать хотя бы с того, что они опоздали на самолет, в котором группа уральских художников летела на экспедицию в Гималаи. Но, как известно, любое проклятье может стать благословением – и соответственно наоборот. Путешественники было подумали, что не судьба им попасть в Непал, а оказалось – очень даже судьба! Вечером, в предпраздничный день, добрая фея из касс «Аэрофлота», ласково улыбаясь, поменяла старые, просроченные билеты на новые – согласитесь, это чудо почудеснее многих иных будет!
Леонид Тишков – мастер выдумывать всевозможные художественные акции. Во время путешествия в Непал он запланировал и осуществил вот какой магический ритуал: сфотографировал в Московском зоопарке гималайских животных, а затем отвез их фотографии в естественную среду обитания и там запечатлел – вернул хотя бы отражения пернатых и четвероногих пленников на историческую родину. Кроме того, художник провел среди народов, населяющих Непал, разъяснительную работу, и теперь все они твердо знают, что Урал – старший брат Гималаев, а уралоид – это утерянное звено эволюции между европеоидом и монголоидом.
Марина, Леонид и тряпичный человек Никодим поднимаются все выше и выше, и в какой-то момент все трое становятся не рассказчиками, а персонажами. Это совсем не просто: описывать себя как персонажа, с юмором и без неуместного пафоса. А еще труднее – сделать живым персонажем, а не бесплотным идеальным образом близкого человека.
Даже самому бессердечному индивидууму, страстно ненавидящему все восточное, книга покажется интересной и увлекательной – потому что помимо дорожных заметок и разговоров в ней очень много небольших вставных историй из повседневной московской жизни авторов – хотя «повседневными» их назвать сложно. Таким людям что Непал, что Россия – везде они увидят, запомнят необычное, чудесное, а потом опишут и нарисуют.