Режин Перну. Элоиза и Абеляр. – М.: Молодая гвардия, 2005, 242 с.
Режин Перну (1909–1998) – одна из самых прославленных ученых дам Франции ХХ века. Один только список пройденных ею образовательных ступеней (университет Экс-ан-Прованс, Школа Хартий, докторантура при Сорбонне, Школа искусств при Лувре) впечатляет. Атмосфера академической гуманитарной науки во Франции в первой половине прошлого века была очень консервативной, и женщине с трудом удалось пробиться сквозь македонские фаланги профессоров в мантиях: ей откровенно давали понять, что медиевистика и искусствоведение – не бабьего ума дело.
Что же касается «спаренной» биографии Пьера Абеляра и Элоизы (в заглавии имена не случайно стоят в обратном порядке), то читатели из числа спецов напрасно станут искать в ней подробности дискуссий между номиналистами и реалистами, а любители клубнички не найдут признаков бульварного романа в стиле XII века. И тем не менее эта книга – прежде всего о любви.
Пьер Абеляр (1079–1142) и Элоиза (? – 1164?) – едва ли не единственные реально существовавшие лица столь давнего времени, чей роман попал на скрижали истории и по сей день вызывает интерес. Многочисленные литературные влюбленные парочки (Геро и Леандр, Тристан и Изольда, Паоло и Франческа, Ромео и Джульетта) никогда не сходили со страниц книг, в то время как трагедия Элоизы и Абеляра сохраняет значение как своего рода чувственно-интеллектуальный феномен, имевший место во времени и пространстве, увековеченный даже совместным погребением беззаконных любовников в виде «супружеского ложа» на парижском кладбище Пер-Лашез.
«Отец схоластики», провозгласивший принцип «понимаю, чтобы верить» (обратный по отношению к официальной церковной позиции), блестящий лектор (что в те времена значило не только «докладчик», но «умеющий правильно понимать читаемое»), Абеляр начал свою карьеру в 1100 году – на рубеже XII века. Дата многозначительная. В 1099-м крестоносцы Готфрида Бульонского овладели Иерусалимом, Гроб Господень под контролем христиан, с Востока вновь обещает засиять свет. Европа, в IX–XI веках дикая, бедная и скудная, прирастает людьми, оживляется, заметно обогащается, строится и обретает вкус к жизни: растут города, по дорогам двигаются толпы паломников, увеличивается число школяров и грамотных. Иначе говоря, проявляются первые признаки того, что впоследствии будет названо «цветущим Средневековьем» XII–XIII веков (и что сменится тяжелым системным кризисом XIV–XV веков).
Не случайно и само явление Элоизы в жизни Абеляра – это тоже знамение времени. Молодая женщина, позволившая себе открыто проявить интерес к науке и образованию, грамотная, начитанная, вступающая в споры с учеными мужами, – это дерзость, скандал, невидаль и вообще бог знает что такое. Феномен получил развитие в любовной связи ученицы и учителя, рождении сына, праведном гневе дядюшки Элоизы, каноника Фульбера (он мечтал повыгоднее выдать племянницу замуж и не предполагал ее брака с известным, но не шибко богатым клириком), после чего и совершилась трагедия: люди Фульбера вломились в дом к Абеляру и оскопили его.
Режин Перну справедливо указывает, что для тех времен факт внебрачной любовной связи едва ли мог считаться вопиющим правонарушением. Во-первых, Элоиза не была замужем, и прелюбодеяние места не имело. Во-вторых, булла Папы Григория VII, содержавшая требование целибата (безбрачия католического духовенства) и выпущенная в 1075 году, мгновенного эффекта не оказала; целибат окончательно утвердился лишь в конце XII века, а женатых священников Римской церкви отлавливали и вразумляли еще лет сто спустя. В-третьих, Абеляр, имевший звания каноника и клирика, не был священнослужителем в более позднем значении этого слова. «Клирик» в те времена означало «образованный, грамотный человек», а звание «каноник» предполагало, что его носитель имеет право на пребенду (доход с церковной должности), но не обязан исправлять должность, то есть выполнять функции приходского кюре, и может кормиться преподаванием или жалованьем от членства в капитуле (епископском совете).
В XVI веке Абеляр пошел бы на костер или сгнил бы в церковном застенке. В XII веке он остался жив и скрылся с глаз людских, а примерно половину его обидчиков Абеляровы друзья изловили и отомстили им аналогичным способом, причем никак не были за это наказаны.
Пожалуй, единственный «перегиб» в книге Режин Перну – это слишком благостная версия финала жизни Абеляра. Согласно ей Абеляр, скрывшийся от нападок и теологических обвинений в ереси (со стороны Бернара Клервоского) в знаменитом аббатстве Клюни под крылом не менее знаменитого настоятеля Петра Достопочтенного, истово покаялся во грехах, примирился со своей судьбой, признал ошибки собственного учения и склонил голову перед авторитетом Святого Престола┘ Режин Перну, верная католичка, иначе написать и не могла. В реальности все прозаичнее: надломленный и униженный человек ушел в себя и замкнулся в монастырских стенах, а его покаяние было жестом лояльности – «оставьте меня в покое».