0
1401
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

24.11.2005 00:00:00

Затхлый порыв гниющих феодалов

Тэги: савченко, знаменитые дуэли


Борис Савченко. Знаменитые дуэли. - М.: Вагриус, 2005, 400 с.

Нет слов, как мы заблуждались насчет дуэлей: они нам казались пережитком прошлого, темным джентльменско-варварским обычаем из серии "Младой певец нашел безвременный конец" или "Поэт роняет молча пистолет". В крайнем случае: "Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было". Все понятно. "Век девятнадцатый, железный┘" Или еще более отдаленные времена и нравы: "Я дерусь, просто потому что дерусь", как говаривал незабвенный дуэлянт Портос.

И вдруг в изящной книге с соблазнительным названием "Знаменитые дуэли" мы находим ужасающие свидетельства того, что поединки эти еще до недавнего времени были самой обычной вещью. Стрелялись все. В России и за рубежом. Стрелялись поэты и писатели, депутаты III Государственной Думы и очаровательные дамы всех видов и мастей. Причем, надо сказать, что депутаты Н.Марков и О.Пергамент в 1908 г. вовсе не думали шутить: поссорились они на заседании Думы (что часто случается и по сей день) и решили мстить друг другу за оскорбления самым что ни на есть благородным способом: стреляться, конечно. (Тут следует заметить, что нынешние депутаты в подобных случаях прибегают к более демократичным способам выяснения отношений.)

Репортеры плакали от счастья. На место дуэли съехались зеваки в экипажах, защелкали фотографические аппараты, появилась заранее заказанная карета "скорой помощи", а следом за ней - и полиция. Она-то и "испортила песню", арестовав оружие и потребовав от дуэлянтов немедленно разойтись. Смеху в газетах было много. Дуэлянты этого не вынесли и решили стреляться по новой: произвели выстрелы в воздух и поцеловались. Известный думец Пуришкевич после этого знаменательного события высказался так: "Благодаря этой дуэли Дума получит возможность спокойно работать. Я думаю, что теперь многие, но, конечно, не все станут больше думать о том, что говорить с думской кафедры, и будут осторожнее". К сожалению, Пуришкевич ошибался. Как мы знаем, спокойнее работать Дума почему-то не стала, и думать никто не научился┘ Так что дуэль Н.Маркова и О.Пергамента Россию не спасла.

А вот совсем другой коленкор: крупные писатели повздорили. Лев Толстой возжелал драться на дуэли с Иваном Тургеневым, который, очевидно, не успел вовремя уехать в Баден-Баден. Чем бы вся эта толстовско-тургеневская эпопея кончилась, один Бог знает, но, к счастью, Толстой просветлился и простил обидчику слова: "дам в рожу". А это ведь делает честь существу графского рода: это ведь очень обидные слова, и за них просто полагается требовать сатисфакции. Кстати, уже после примирения граф писал так: "Что за странный порыв, внедрившийся в наше сердце и старательно лелеемый затхлыми традициями гниющего круга феодалов!.. Здесь все гадко: и самый повод, который в большинстве случаев мелок, низок и ничтожен, и все эти переговоры, уславливания при этом с секундантами, которые без памяти, как сваты, хлопочут о чем-то┘ Но омерзительнее всего, конечно, состояние души. Каждого из дерущихся".

К сожалению, отнюдь не все поединки заканчивались просветлением оскорбленного и примирением сторон. Иногда "разойтись полюбовно" просто не было сил. А тут еще и честь, и спесь, и что скажет пресса, и дамы┘ Да и времена бывают, прямо сказать, разные. В эпоху Толстого, как замечает автор книги, "изменились и времена, и люди", так что вполне можно было заклеймить "странный порыв" во что бы ни стало продырявить сопернику грудь или там голову. Во времена Казановы, к примеру, такое было абсолютно невозможно.

Вот Казанова и стрелялся по всем правилам - в приютившей его гостеприимной Польше с коренным подстолием графом Браницким. Стрелялись, разумеется, из-за некоей прелестной балерины. Кончилось все очень средне: Казанова ранил подстолия, и его попросили вон из Польши.

Между прочим, пресловутые дамы, из-за которых в большинстве случаев и происходили кровавые поединки, тоже не ударяли в грязь лицом. Точнее, ударяли в самом прямом смысле - если падали на землю, пронзенные клинком. Представительницы "слабого пола" вызывали друг друга на поединки с давних пор. Еще в XVI веке две аристократические чаровницы из Неаполя потрясли общество своей дуэлью. Как и полагается, она произошла из-за некоего кавалера, пожелавшего, видимо, впоследствии вручить себя, как ценный приз, выигравшей стороне. А в 1892 г. в Лихтенштейне принцесса Паулина Меттерних и графиня Кильманнсег стрелялись самым отчаянным манером: принцесса была президентом Венской музыкальной выставки, а графиня - президентом женского комитета все той же выставки, и что-то они не поделили. Не смогли решить полюбовно какую-то организационную проблему. К счастью, до смертоубийства не дошло.

А вот российский случай еще похлеще: государь Петр III чуть не вызвал на дуэль свою супругу государыню Екатерину II. Дело в том, что бойкая супруга слишком уж раздражала императора российского. За что он через энное количество лет и поплатился: правда, дуэль была уже тут ни при чем.

Так что под названием "Знаменитые дуэли" можно смело приписать: "Бывшие и небывшие", потому что помимо известных поединков Пушкина и Лермонтова и некоторых других, закончившихся, как мы знаем, печальней некуда, в книге рассказывается еще и о несостоявшихся поединках: мол, хотели, да не вышло. Вовремя испугались. Написали пламенное извинительное письмо. Не застали обидчика на месте (как Пушкин, который гонялся за своим давним врагом - "американцем" графом Толстым, но не застал его в Петербурге). Или слишком уж уважали соперника (вроде Андрея Белого, который наотрез отказался стреляться с Брюсовым)┘

А может быть, и впрямь, при всей героичности и романтичности, дуэли - дело какое-то несолидное, "затхлое"┘ Может быть, и верно рассуждает один из пушкинских героев, убеждая пылкого "молокососа" не драться: "Он вас побранил, а вы его выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье - и разойдитесь; а мы уж вас помирим. А то: доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить? И добро б уж закололи вы его┘ Ну а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить?"

Действительно, кто?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
664
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
618
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
704
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
644

Другие новости