Сергей Бойко. Шарль Перро. - М.: Молодая гвардия, 2005, 292 с. (ЖЗЛ).
В одном эссе Умберто Эко разбирает сказку Шарля Перро "Красная Шапочка" как алхимический текст. Даже помня про эковский постмодернизм, все равно можно подумать, что подобный взгляд вполне правомерен: ведь это у ребенка не возникает вопроса, почему Красная Шапочка оказалась такой идиоткой, что не смогла отличить переодетого Волка от бабушки? И почему мама выпроводила ее, ничего не сказав о том, что до бабушкиного дома можно добраться двумя разными дорогами, причем обе небезопасны? При желании без труда можно набрать в тексте кучу всякой странной символики. XVII век для алхимии был, можно сказать, золотым, и в связях с известной лженаукой замечены весьма серьезные люди. Но был ли алхимиком Шарль Перро?..
Перро не очень хорошо изучен отечественными исследователями. В литературу он вошел как автор восьми небольших "Сказок матушки Гусыни", ставших чуть ли не архетипическими, хотя при жизни считался далеко не самым выдающимся литератором - героями тех дней были Мольер, Буало, Корнель, Расин. Сергей Бойко, ученый из Ставрополя, занимался жизнью и творчеством французского сказочника долгое время, и его книга, вышедшая в серии "ЖЗЛ", не только создает объемный образ Шарля Перро, но и знакомит в общих чертах с его обширным "несказочным" наследством.
В те времена, когда уже закончилась Фронда, а до Великой французской революции было еще далеко, главным долгом литераторов было восхвалять короля - от этого зависели и карьера, и положение в свете. Шарль Перро не был исключением: начав с посвящения королю поэм, он сделал неплохую карьеру, стал помощником министра, секретарем министра Кольбера (занимался официальным прославлением в произведениях искусства короля Людовика XIV), генеральным секретарем в Интендантстве королевских построек и академиком Французской академии. Одним из самых сильных талантов Шарля Перро было то, что сейчас называется сочинением слоганов - небольших лозунгов-выражений, всячески возвеличивавших короля Франции. Считалось, что фразы на триумфальных арках и гобеленах - это вернейший путь прочно закрепиться в истории. Вот как Перро писал о своей работе в мемуарах: "┘Кольбер попросил нас сделать зарисовки для гобеленов. Мы сделали их множество, среди которых был выбран гобелен, состоящий из четырех элементов, куда мы нашли возможность ввести много вещей, прославляющих короля. Поскольку эти гобелены можно видеть каждый день, а их эстампы с сопровождающими их комментариями составляют прекрасный том, я не буду больше говорить о них. Замечу только, что все девизы принадлежат мне. (┘) Я действительно имел талант к придумыванию девизов, и думаю, что за пятнадцать лет я один их сочинил столько, сколько все остальные вместе взятые".
Еще в мемуарах Перро много внимания уделяет борьбе между "древними" и "новыми", развивавшейся в рамках классицизма. Николя Буало и Жан Расин были его серьезными врагами: они считали непререкаемым авторитет античности и сопротивлялись "низким" жанрам вроде романа. Не совсем понятно, откуда взялось это противоречие. Вряд ли Шарль Перро знал и любил античность меньше, чем литераторы-классицисты, вряд ли (как богатый придворный сановник) был большим демократом и ценителем "живого народного языка". Споры о литературе - вещь неоднородная, часто в их основе лежит банальное сведение личных счетов, поэтому однозначное толкование дать едва ли удастся. Сергей Бойко все же настаивает на близости роялиста-"копирайтера" Шарля Перро к простому народу, иначе трудно было бы объяснить - каким образом средний литератор в конце жизни умудрился создать новый жанр. Так, может быть, действительно сказки Перро - зашифрованные алхимические трактаты?
Судя по всему, Шарль Перро не был алхимиком, а сказки писал в соавторстве с сыном Пьером. То есть, говоря по существу, отец лишь обработал то, что записал сын, обучаясь родному французскому, - автор биографии Перро убежден в этом так же, как и западные исследователи, да и у нас мало причин сомневаться. Можно даже подумать, что книга "Сказки матушки Гусыни" была написана ровно для того, чтобы Перро-младший поднес ее маленькой принцессе (как некогда папа свои поэмы ее отцу Людовику XIV), получил дворянство и был приближен к августейшей особе. Именно так и случилось, а сказки были напечатаны под именем Пьера де Арманкура-Перро. Правда, Пьер трагически погиб в совсем юном возрасте, и характерно, что после его смерти отец больше никогда не писал сказок и ни словом не обмолвился в мемуарах о пользовавшихся немалой популярностью "Сказках матушки Гусыни". Шарль Перро умер в 1703 году, пережив сына на четыре года, но авторство указанной книги было приписано ему только через двадцать лет и по не вполне ясным причинам.
Получается, что корни литературной сказки лежат не только в народном творчестве и связаны не с европейской мистической философией, а скорее с придворным карьеризмом. Что ж, даже если так - сказки от этого хуже не становятся.