0
1010
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

13.10.2005 00:00:00

Скелетцы в шкафу

Тэги: Порудоминский, О Толстом


Владимир Порудоминский. О Толстом. - СПб.: Алетейя, 2005, 416 с.

Как известно, "Лев Толстой очень любил детей, но не умел". Смысла в этой удивительной фразе столь много, что его и решетом не вычерпать. Будем предельно ясны: в статьях-размышлениях Порудоминского (а книгу составляют именно статьи, как предупреждает автор, "написанные в разное время", поэтому-то она и "не рассчитана на беспрерывное чтение подряд") "великий учитель жизни" - живой, как эта самая жизнь. Что это значит? А то же, что и всегда: что Лев Толстой бесит, доводит до одури, заставляет спорить с собой, восхищает и умиляет. Иногда его хочется разорвать в клочки (чего не скажешь о книге). Иногда плюнуть ему в ботинок. Но никогда и ни за что - равнодушно пройти мимо. Не беда, что с нашим обожаемым графом вечно совершается одна и та же история из знаменитого стихотворения другого Толстого (тоже, кстати, графа): "Коль любить, так без рассудку, коль грозить, так не на шутку, коль ругнуть, так сгоряча, коль рубнуть, так уж сплеча!" И вечно он, наш Лев Николаевич, оказывается по ту сторону "комильфо", любит разные одушевленные и неодушевленные предметы "без рассудку" и чего-нибудь, как ни крути, "не умеет".

Он боится железных дорог и никак не может в своих сочинениях и в жизни от них отделаться (вспомним "Анну Каренину" и предсмертную железнодорожную станцию Астапово). Он многому учится у Даля, ценит его творения и при этом находит время записать: "Злился на Даля - нехорошо" (в смысле - рассказы не понравились)┘ Он пишет "Дневник" с правилами "для развития воли телесной", "воли чувственной", для "развития деятельности и умственных способностей": "Будь хорош и старайся, чтобы никто не знал, что ты хорош. Живи всегда хуже, чем мог бы жить┘" и проч. И тут же: "Легче написать десять томов философии, чем приложить одно какое-нибудь начало к практике". Каясь в "Исповеди", навешивает на себя, как говаривал русский народ, "всех собак разом". Про чистейшие "Детство. Отрочество. Юность" признается, что в писаниях своих молодых был так же безнравственен, как в жизни (это все дивным образом разбирается у Порудоминского).

И так со всем - от Сикстинской Мадонны, любимой в юности и забракованной в старости, до, прощенья просим - жены (с которой, похоже, произошла такая же история). Да-да, своей на все роды склоняемой жены, пресловутой Софьи Андреевны Берс.

Графине Толстой достается нелегкая задача: ежечасно совмещать в едином идеале несколько разных "Левочек". Идеал-то в снятом своем виде от времени не меркнет - Софья Андреевна и на склоне лет утверждает, что была "женой гения и великого человека". Единственная просьба: "снисходительно" отнестись к той, "которой, может быть, непосильно было с юных лет нести на слабых плечах высокое назначение┘" А дальше как раз эти слова про гения и великого человека идут. Но идеал - это, конечно, хорошо, а повседневный "Левочка", который пишет глубоко уязвившую ее "Крейцерову сонату" и после первой брачной ночи заносит в дневник: "Не она┘" - это совсем другая тема.

Опять же - огнедышащий "Левочка", строящий школы и избы, тачающий сапоги и приглашающий свою бывшую любовницу, бабу Анисью, в господский дом - мыть полы при молодой жене - это еще цветочки. А вот как примириться с тем малосимпатичным "Левочкой", ради которого она "задушила все свои способности" и "всю жизнь отдала в жертву семье"? Это уже вопрос, и нешуточный. В статье-раздумье "Призвание и судьба" (предисловии к собранию сочинений С.А. Толстой) Порудоминский как раз и касается болезненной по тем временам темы женского творчества. Ведь изумления достойный факт - оказывается, Софья Андреевна измарала огромное количество бумаги, не только переписывая сочинения мужа, но и создавая собственные!

Чего там только не было┘ Например, подборка стихов в прозе "Стоны" (название говорит само за себя), печатавшихся под псевдонимом "Усталая". Или наипростодушнейшее сочинение "Чья вина?", написанное сразу после выхода в свет "Крейцеровой сонаты". Обличает оно некоего князя (интересно, что у него за прототип?), любящего свою одухотворенную жену исключительно плотской любовью и в результате убивающего ее из банальной ревности. А вот еще рассказы - под общим названием "Куколки-скелетцы". Сама писательница объясняет свой сюжет так: "Лев Николаевич начал писать детский рассказ о том, как эти куколки-скелетцы лежали мертвыми, и ожили, и начали жить у ребят Ясной Поляны┘ Попыталась и я воспользоваться этой темой для детского, святочного рассказа, но описание деревенского быта мне совсем не удалось". Скромность эта, впрочем, проистекает из того, что граф Толстой не одобрил сочинения своей жены┘

И - как венец всего - воспоминания "Моя жизнь", проникнутые желанием "быть полезной для потомства" и поведать миру умственную и повседневную жизнь "Левочки". Хоть и немало досаждал ей граф своей умственной, а также и повседневной жизнью, но стремление свой вклад внести - огромно.

Во всем этом очень много боли. Пусть сама Софья Андреевна и настаивала, что описание, дескать, деревни у нее не вышло, а пресловутые "Стоны" - всего лишь пародия на "разные декадентские сочинения"┘ Верится с трудом. Вот и Порудоминский пишет, что "содержание стихотворений┘ настолько серьезно, трагично, что нравственное чувство не позволило бы писать их "шутя". Да и дневники Толстой об ее умении напропалую веселиться как-то не свидетельствуют.

Выходит, над всеми этими тайными и явными, а также похороненными безвозвратно попытками быть собой и писать можно вполне поставить эпиграф из самой же графини Толстой: "Я шью, шью до дурноты, до отчаяния; спазмы в горле, голова болит, тоска┘ А все шью, шью"┘

Но и Лев Николаевич тоже все упорно сшивал действительность внутреннюю и внешнюю (не говоря уж о сапогах, которые, впрочем, адресаты носить оказывались). Получилось у супругов что-то совсем разное, да кто ж поначалу знал, что из этого всего выйдет? Как говорится: "Крой да песни пой, шить станешь - наплачешься". Слез в этой жизненной повести скрыто много, потому что и кроил граф тоже иногда "сплеча". Ну да что ж с ним поделаешь┘ Ведь он же не по злобе, а от души.

Даже и умилишься на него ненароком.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
1264
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
1148
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
1290
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
1170

Другие новости