Элина Драйтова. Повседневная жизнь Дюма и его героев. - М.: Молодая гвардия, 2005, 505 с.
Дюма-прозаик, Дюма-драматург, Дюма-путешественник, Дюма-кулинар, Дюма-шутник, Дюма-гуманист, Дюма-любовник┘ Да, кстати, и Дюма-отец тоже - отец кучи внебрачных детей. То есть практически ни одного, рожденного в браке.
Можно посвятить целую монографию каждой из этих тем. В любом случае получится занимательно, ведь жизнь Дюма порой походила на его же собственные романы, или по крайней мере таковой писатель делал ее впоследствии сам, приукрашивая в мемуарах происходившие с ним случаи.
Литературовед и переводчик Элина Драйтова не остановила свой выбор на какой-то одной из этих тем. Она взялась за, казалось бы, непосильный труд, попыталась воссоздать подробно и рельефно жизнь Дюма-отца в целом. В результате получилась книга, тяготеющая не к серьезному научному анализу, а к любимому писателем жанру дружеской "болтовни с читателем". Болтовни о том, какие происходили стычки между Дюма, Гюго и Бальзаком, какие наблюдения сделал писатель, путешествуя по России, как относился к деньгам, к моде, к политике, к охоте, какие идеи витали в воздухе в то время, когда он жил и творил. При этом Драйтова опирается на произведения самого писателя, в которых он создавал отнюдь не лишенный достоверности мир, разворачивая действие романов на "фоне, искрящемся деталями".
Дюма предстает перед нами то как вечный оптимист и весельчак, обладающий нешуточным обаянием, отзывчивый человек, который не откажет в помощи любому нуждающемуся, Гаргантюа во плоти, любящий жизнь со всеми ее удовольствиями - женщинами, вином, вкусной едой, развлечениями; то как эрудит, имеющий феноменальную память и столь же феноменально любознательный. Трудолюбивый литератор, который если собрался что-то описать в романе, допустим, болезнь, химическую реакцию, естественнонаучный эксперимент, то уж обязательно изучит все с этим связанное - медицину, химию, биологию. И историю в том числе.
Вопрос об исторической достоверности романов Дюма до сих пор вызывает у некоторых снисходительную улыбку. По мнению Драйтовой, Дюма как раз чаще был исторически точен, чем наоборот. Его обвиняют в том, что рядом с именем Марии Медичи в романе "Три мушкетера" называется и мадемуазель де Монпансье, упоминание которой в таком контексте - анахронизм. Однако, замечает Драйтова, смотря какая именно Монпансье имелась в виду. Одно дело - дочь Гастона Орлеанского, родившаяся только в 1672 году, и тогда действительно перед нами анахронизм. Другое - сестра герцога Гиза (а именно о ней, исходя из текста, и идет речь).
Не стоит забывать, что романы Дюма - прежде всего художественные произведения, в которых вымысел оправдан. И все же. В отличие от комментаторов Дюма, которые называли его автором "несерьезным", Драйтова доказывает, что Дюма старался донести до читателей вполне серьезную, заслуживающую внимания философскую идею провиденциализма. Нет безжалостного рока, который от людей не зависит, считал писатель, а есть провидение, и на него можно влиять. Поступил плохо, предал, оклеветал, украл, убил - закон справедливости в мире пошатнулся, значит, в конце концов будет тебе возмездие, тебя тоже когда-нибудь предадут, оклевещут, обворуют┘ Поступил хорошо и по совести, простил злейшего врага - жизнь твоя наладится.
Простая истина, следовать которой непросто, но помнить о которой все же стоит.