Герд Кенен. Веспер, Энслин, Баадер. Немецкий терроризм: начало спектакля. Пер. с нем. А.Шавердяна. - Екатеринбург: Ультра.Культура. 2004, 480 с. (Жизнь Zапрещенных Людей).
У автора этой книги Герда Кенена скверная репутация среди немецкоязычных левых. Представьте сами: таскался такой вежливый мальчик по героям 68-го года, деятелям культуры и параллельного кино (или уже по их детям), просил пустить в семейные архивы, почитать письма, посмотреть фотографии, записывал воспоминания, внимательно слушал, кивал, восхищенно хлопал глазами, замирающим голосом просил о том или другом рассказать поподробнее, смело употреблял левацкий жаргон - а потом взял да и написал две гнусненькие книжки, призванные убедить читателя, что все, кто не был согласен с непреходящими ценностями германского капитализма, - психи, извращенцы, наркоманы и алкоголики. Патология, в общем.
Немецкие левые, как всякие другие, - люди доверчивые и добросердечные. Готовые приютить бездомного и накормить голодного, хотя совсем не они сделали этих бедолаг бездомными и голодными. Вот и хитрющему парню Герду, который решил заработать денежек и сделать имя на разоблачениях "патологии" "красного десятилетия" германской истории (60-е годы), поверили.
Раз уж в серии "ЖZЛ" опубликованы биографии таких известных людей, как Пол Пот, Джохар Дудаев и даже Хью Ньютон, как же без основателей знаменитой РАФ?
Теперь российский читатель может уверенно сказать, что он все знает о РАФ: вот они - основатели "немецкого терроризма" - Веспер, Энслин и Баадер. Первый - псих, лечили его в психушке, лечили, не вылечили. Наелся "колес" и помер. Вторая - тоже не в себе, явная истеричка, бросила мужа с ребенком и пошла по скользкой дорожке, попала в тюрьму. Тюрьма ее не перевоспитала. А третий - и вовсе безотцовщина, в школе учиться не хотел - да не в какой-нибудь там албанской или румынской, а в западногерманской! - мотоциклы угонял, без прав ездил, окружающих эпатировал, одним словом, богема. Тоже плохо кончил.
480 страниц - и множество мелких, никому не нужных фактов, с особым упором на то, кто с кем где когда спал или не спал, кто что пил или не пил, кто с кем когда поругался или помирился. И т.д., и т.д. Как будто это дает хоть какое-то представление о сложнейших культурных, социальных и политических процессах в ФРГ в 50-60-е, процессах, породивших вооруженную борьбу. Как будто это для чего-то нужно. Как будто это статья для дамского журнала.
А у Веспера отец был нацистским поэтом. А у Энслин - пастором. А у Баадера отца вообще не было, вернее, его загубила окаянная Красная армия, разгромившая фашизм. Зато были мама и тетя, они мальчишку избаловали. Можно подумать, это что-то объясняет в истории РАФ. И что самое интересное, Кенен лучше всех знает, кому из свидетелей можно верить, кому нет. Скажем, маме Баадера верить нельзя: она к сыну хорошо относилась. А вот главному редактору "Шпигеля" Аусту верить можно: он с Баадером в ссоре, тот Ауста убить обещал.
Книжка Кенена очень полезна для родителей. Все мамы и папы должны дать ее своим чадам, чтобы те прочли и поняли: "Не будешь хорошо себя вести, слушаться родителей, учиться на юриста или экономиста и делать свою маленькую бюрократическую карьеру - станешь вот таким, как Энслин и Баадер, попадешь в тюрьму и помрешь там". А кто будет себя хорошо вести, слушаться папу с мамой и учиться на юриста - тот станет президентом. Или, на худой конец, мнистром.
Поразительно. В России почти ничего не знают о РАФ. Советские журналисты и "террорологи" обливали членов РАФ помоями. В постсоветский период те же самые люди (как будто строй не сменился!) занимались тем же самым. Наконец вроде бы объявившее себя антибуржуазным и революционным (даже преследованиям подвергалось!) издательство выпустило книгу о РАФ - а в книге о РАФ ничего толком не сказано, одно перетряхивание грязного белья.
А вот те, кто буржуазен и не революционен, ведут себя куда умнее. Что-то я не слышал, чтобы в России вышла в свет хоть одна биография столь теперь почитаемого русскими Макса Вебера, в которой бы рассказывалось о том, что тот был садистом, систематически избивал прислугу - и одну горничную, судя по всему, убил (у бедняжки на месте побоев развилась саркома, от которой горничная и умерла). Или биография канцлера Аденауэра, в которой бы рассказывалось, что тот в годы Веймара был завсегдатаем подпольного борделя для педофилов, где насиловали совсем маленьких девочек - и два догадливых кельнских полицейских его на этом подловили и долгие годы, пока Аденауэр руководил Кельном, шантажировали. А потом, уже в 1949-м или 1950-м, "Старик" Аденауэр шантажом выбил из них порочащие его материалы.
Или биография канцлера Кизингера, в которой бы рассказывалось, как тот создал для Гитлера сеть антисемитской пропаганды на зарубежье, или как Кизингер растлил сына своего ближайшего друга, а другого друга обманул и разорил.
Почему бы не завести серию "Тайная жизнь незапрещенных людей"? Пусть сначала канцлеры, профессора и прочий истеблишмент выставят свое грязное белье - и там уж можно и до богемы с революционерами добраться. Но не наоборот.
"Кенен" на пфальцском воровском арго означает, если не ошибаюсь, "выжига", "ушлый". Действительно, парень всех обдурил. Даже русское "революционное" издательство.
Осло