Макс Волошин, соблазняя Марину Цветаеву предаться безудержному мифотворчеству и "разделиться" в глазах публики сразу на нескольких поэтов, говорил ей, что она "будет как тот король, во владениях которого никогда не заходило солнце"┘ Действительно, куда же оно зайдет? У солнца мифа нет ни запада, ни востока, ни туч, ни туманов. Оно - соблазнитель малых и великих, а проще говоря - человеков, от природы созданных для всяческого рода грез.
"Мы сотканы из вещества того же, что наши сны", и эти сны тихой сапой внедряются в сердце, в сознание, в память поэтов, писателей, их читателей и биографов. Мир охвачен тайным безумием - преклонением перед вымыслом, служением вымыслу, тягой к любой, пусть даже самой завалящей тайне. Так, даже в дешевых детективах присутствует эта тайна мира навыворот: ведь кто-то же убил кого-то, кто-то загадочный, неизвестный, непознанный, как сама жизнь. Существование без загадки - бессмысленно. Бытие, не приукрашенное тонким (а иногда и не очень) вымыслом, - выхолощенно и тускло.
Это очень хорошо всегда понимали те, на чьей совести лежат главные грехи мифотворчества: разнообразные труженики пера, инженеры человеческих (а значит, и своих) душ. Творческое воображение - никогда не вранье, это своеобразное служение внутренней истине. Пусть даже ближние и дальние твои предстанут перед читателем в странных масках, подчас уродливых и диких уборах, зато ты платишь дань самому капризному и непредсказуемому богу - Меркурию, посреднику между небом творчества и землей реальности. Игры с Трикстером - нет ничего занятнее! И - опаснее.
"Служенье муз не терпит суеты"┘ Возможно. Но где-то за спинами муз прячется этот крылатый и вечно ускользающий бог, тень, призрак, обман. Он-то вполне приветствует суету, которая алым пламенем вспыхивает вокруг каждой поэтической книги, книги воспоминаний, записок, вымыслов┘ И как же становятся похожи на огненных драконов те, кто призван защищать от профанов мифы и легенды "самой жизни"! Тесным кольцом окружают они поэта - не подходи, не рви сотканный за ночь ковер!
А любитель суеты и вечный устроитель дел между небом и землей уже снова при деле - лепит очередную загадку бытия, тайну мира, двадцать пятое чудо света┘ Всегда куда-то спешащий, всегда необходимый душе - поставщик тайн из глубин бессознательного, провокатор, мифотворец, наладчик незримых мостов.