Михаил Эпштейн. Знак пробела. - М.: НЛО, 2004, 864 с.
Все ново в этой книге. Ею издательство "Новое литературное обозрение" открывает новую серию "Премия Либерти". Сама же она - новое исследование философа и культуролога Михаила Эпштейна - посвящена новым стратегиям мышления и письма, которые ждут нас в новом веке.
Премия "Либерти" ("Свобода") была учреждена на стыке тысячелетий тремя "гражданами мира" - художником Гришей Брускиным, музыковедом Соломоном Волковым и литератором Александром Генисом. Дается она за вклад в российско-американскую культуру, а Михаил Эпштейн и глава "НЛО" Ирина Прохорова стали ее недавними лауреатами.
В центре внимания автора на сей раз - пути гуманитарного сознания будущего, ставшего настоящим. Проектируемый сейчас человек - из всех авторских наименований нам приглянулся "техноангел", - будет ли он соразмерен себе как человеку? И как сложится судьба гуманитарных дисциплин в наступившем веке: расширится ли сфера их влияния вслед за "поумнением самой техники" или их поглотят технические и социальные направления?
Книга охватывает, казалось бы, далекие науки: лингвистику и экологию, философию и эротологию. Но всерьез волнуют автора края и границы "гуманистики", а также те лакуны, которые предстоит заполнить новому поколению гуманитариев: отсюда название исследования - "Знак пробела". Тем более что, с точки зрения М.Эпштейна, сам человек и есть главный пробел в гуманитарном комплексе, ибо с ним, "единственным говорящим из всех существ, в бытие приходит нечто несказуемое".
И не парадоксом ли порождены гуманитарные науки? Они изучают изучающего, а суть гуманитарности лежит в саморефлексии. Напряженно вглядываясь в самих себя, мы лишены главного - возможности заглянуть в лицо "человеку смотрящему". Себя мы видим лишь в отражении, лишь как "другого". И по мере того как новейшие технологии приближаются к искусственному созданию жизни и разума, они все больше вторгаются на гуманитарную территорию. И чем дальше от реального опыта предмет познания, тем больше оказываются нужны ученому, например, термины-метафоры, взятые из обиходного или художественного языка. Они - мостики между тем, что наш опыт уже освоил, и тем, что видеть, слышать или ощущать невозможно. Ведь большинство последних научных открытий долгое время жили как гипотезы.
Книга Эпштейна оптимистична. Предлагая наконец оторваться от подведения итогов ушедшего века и тысячелетия, автор призывает начать жить в новом тысячелетии и веке. Потому что все, проходившее для предыдущего поколения под знаком "пост", молодые видят как "прото" - как подступ к новой эпохе и как "набросок новой культурной формации".