0
1527
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

14.10.2004 00:00:00

О попсе в прошедшем времени

Тэги: уварова, развлечения, история


Елизавета Уварова. Как развлекались в российских столицах. - СПб.: Алетейя, 2004, 280 с., илл.

Вот что случилось в 1872 году в Петербурге в Театре Берга, что на Екатерининском канале, с артисткой каскадного жанра юной француженкой Бланш Гандон. "Однажды во время танцев она, запутавшись в юбках, упала спиной к публике, обнажив "dessous". Полиция обвинила ее в "бесстыдных действиях", и дело было передано в суд, где панталоны Бланш фигурировали в качестве вещественных доказательств. Активное заступничество адвоката, его ссылки на молодость актрисы не помогли, и она была оштрафована на 150 руб.". Вот, оказывается, какая часть дамского туалета была бабушкой, нет прапрабабушкой "розовой кофточки" Филиппа Киркорова.

Труден и, наверное, бессмыслен спор о месте попсы в истории искусства. Можно ли считать попсой наиболее популярные произведения народного искусства вроде "Ой, мороз, мороз┘"? А ведь истоки всего народного в первой мелодии, в первом ритме, возникшем у костра времен палеолита. А Гомер, восхищаться которым греки считали своим национальным долгом в течение веков? А Верди, которого на руках носили? А Анна Павлова, которую тоже на руках носили?

И все-таки есть довольно четкая грань отделения массового легкого попсового искусства от остального. Это появление массового производства. Штампующая машина вдохновила производителей интеллектуального продукта на штампование простеньких пьес, песен, стишков. Появился и массовый потребитель. Вот и в России после освобождения крестьянства, с приходом либерального правления Александра II, с ростом городского населения вечная попса, особенно в области музыки и театра, впервые стала не только рентабельной, но и весьма прибыльной. Причем задолго до появления механических носителей звука и зрелища - граммофонных пластинок и кинематографа. Да, собственно, тогда же из Франции и другой заграницы к нам пришла самая оптимальная форма массового искусства - эстрада.

Только что, буквально пару лет назад, вышел последний том "Войны и мира", только что закончены "Бесы". Об этом ли говорила вся Россия, об этом ли говорили хотя бы Питер и Москва? Нет. Столицы говорили о девице Бланш Гандон.

О великой попсе и довольно любопытная, познавательная и анализирующая многие явления и феномены массового искусства книга Уваровой. Она состоит из обзора танцевально-музыкально-эстрадных развлечений огромной эпохи - от правления Николая I до 1914 года. Особенно отмечена история появления и развития популярных мест "народных гуляний", для чистой публики и не очень чистой - театров стационарных, временных и летних, садов, парков, вокзалов. (Последнее не в смысле крупной железнодорожной станции, а в смысле специального сада с временными сооружениями для музыкальных и театральных концертов. Собственно говоря, от построенного в 1838 году в Павловске вокзала у железной дороги для привлечения пассажиров вокзала этот термин и был перенесен на транспортные сооружения.)

Уварова последовательно рассматривает историю отдельных жанров легкого развлекательного искусства: оперетты, фарса, шансонеток, куплетов, цыганского и прочих хоров, эстрадного танца. Пишет о многих звездах попсы того времени - Вере Лядовой, Елене Грановской, Саше Давыдове, Сергее Сокольском, Анастасии Вяльцевой, Юрии Морфесси, иностранцах, блиставших на российской эстраде, Иоганне Штраусе, Гортензии Шнейдер, Анне Жюдик и, разумеется, о незабвенной юной Бланш Гандон. Причем пишет о них без благоговейного придыхания.

Напрягает только огромный массив рассматриваемого материала, перечень сотен имен и названий. Хорошо хоть автор практически оставила без внимания такие жанры, как цирк и театр миниатюр. Но и в получившейся скороговорке истории эстрады встречаются замечательные перлы, вообще-то не характерные для подобного рода литературы. Рассказывая о творчестве основателя жанра еврейской миниатюры и еврейского анекдота Павла Вейнберга, автор приводит цитату из статьи Горького за 1884 год. "Постыдному делу распространения антисемитизма в массах весьма сильно способствуют сочинители и рассказчики еврейских анекдотов". Столь суровая, с политической окраской оценка, противоречащая восприятию этих анекдотов самими евреями┘ диктовалась не только идеологическими взглядами начинающего пролетарского писателя, но и, позволю заметить, в некоторой степени характерным для него отсутствием чувства юмора".

Нет сомнения, что через много лет и о современной попсе напишет историк без ругани и восторгов. Какие имена помянет, кроме Пугачевой? Бог весть. А вот укажет ли на то, что предком, бабушкой всего этого дела была девица Бланш Гандон?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2096
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1350
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1005
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1317

Другие новости