Шульман Ю.М.: Борис Шергин: Запечатленная душа. - М.: Фонд Бориса Шергина, 2003, 288 с.
Перечень сочинений и публикаций о творчестве Бориса Викторовича Шергина (1893-1973) невелик. Трудно сказать, упущение это нашего литературоведения или не очень. Обладатель довольно точного эпитета "Поморский Гомер" Б.В. Шергин славой не обижен. Хотя славы, как и денег, никогда не бывает достаточно.
Если литературоведчески неподготовленного человека внезапно окунуть в мир литературы прошлого и настоящего, то это, наверное, сродни окунанию неподготовленного человека в уголовную среду. Не пятнадцать человек на сундук мертвеца, а десятки и сотни тысяч писателей, расхищающих сундук с пресловутыми тридцатью тремя сюжетами. Массовое воровство и публикация без ссылки на оригинал под благородной личиной перевода, литобработки, компиляции. Самые раскрученные образцы в детской литературе - "Сказка о рыбаке и рыбке", "Волшебник Изумрудного города", "Приключения Буратино", "Приключения Незнайки"┘ И как пахан на вершине пирамиды - самый неоригинальный в мире писатель Вильям Шекспир.
В этом смысле у тех, кто работает с фольклором, положение наиболее выигрышное и даже благородное. Фольклор, несмотря на весь свой традиционализм и консерватизм, все-таки стихия. Фольклор записанный и систематизированный - источник авторского права.
Борис Шергин родился в Архангельске, в семье коренных поморов, рыбаков и корабелов. Его мать была из старообрядцев. Он и сам долгое время склонялся к этому направлению православия, но так и не склонился. Учился Шергин в Московском Строгановском училище на графика и иконописца, но уже в молодые годы сделался авторитетным сборщиком и обработчиком фольклора.
Серебряный век литературы и искусства отказался от социальных приоритетов Золотого века в пользу модернизма, декаданса, символизма как одного вектора, с одной стороны, и фольклора - с другой. Шергин был с детства знаком со старинными поморскими былинами и сказами. Но из его записей можно понять, что сделать это профессией его побудила графика модных и успешных Билибина, Коровина, Васнецова, деятельность более старших фольклористов С.Писахова, Б. и Ю. Соколовых.
В 1919 году в Архангельске Шергин попал под трамвай и потерял ногу. После этого он перебрался в Москву, где ютился в подвале. Оставшийся на всю жизнь холостяком, полуслепой, жил и творил сказки, легенды, поучительные истории о своем прекрасном Русском Севере. В 30-е годы систематизировал и обработал народные баллады, которые вышли в книге "У Архангельского города". Выступал на радио под псевдонимом Шиш Московский со своими сказками по народным сюжетам о Ваньке Добром, Мартынке, Проньке Грезном. Уже после смерти его сказки, экранизированные в мультфильмах ("Волшебное кольцо" и др.) вознесли имя Шергина на новый виток популярности. Затем последовал сборник "Архангельские новеллы", поздние сказы, написанные уже в довольно реалистичной манере, публиковавшиеся в периодике.
В общем, прожил Шергин долгую творческую жизнь, ни придумал ничего своего, но язык не повернется назвать его "ненастоящим писателем". Напротив, он своего рода эталонный писатель Поморского края.
Книга Ю.Шульмана, изданная к 110-й годовщине со дня рождения Шергина, предлагает множество фактов, а также текстологический и литературный анализ творений Бориса Викторовича, но все же вряд ли может назваться научным трудом. Поддавшись обаянию предмета исследования, Шульман тоже иногда пишет языком сказителя: "В Шергине рельефно, как в тихих заповедных водах, отразилась таинственная душа народа". Пожалуй, книгу можно отнести к древнему, но регулярно возрождаемому жанру панегирика. Ну и хорошо! Панегирик властям предержащим выглядит как просьба о подачке. Панегирик давно умершему фольклористу напоминает молитву.