Альберт Бэйм. Большие порции. Руководство по возлияниям и дружественным поглощениям. - М.: Эт Сетера Паблишинг, 2004, 204 с. (Менеджер Мафии).
История появления у меня этой книги характерна и примечательна. В полном соответствии с названием - "Большие порции", - я обнаружил ее у себя в сумке на следующее утро после кросс-роадинга по нескольким кабакам и ночным заведениям щедрой на них осенней Москвы. С трудом перебрав в памяти названия половины из них, я допил "Aqua Minerale" из двухлитровой бутылки, которая всегда сторожит мой сон, и, поднявшись с кровати, стал копаться в сумке в поисках солпадеина. Засунув руку в ее задний карман, я нащупал объемистое глянцевое издание - журнал? На книгу это было непохоже - суперобложка, мягкий переплет, размер, заставляющий вспомнить рекламные буклеты и инструкции по пользованию японским миксером на шести языках, в число которых русский не входит по определению. Не без труда вытащив непослушными пальцами нечто из сумки, я сфокусировал зрение на крупных белых буквах - "БОЛЬШИЕ ПОРЦИИ" - гласили они, а в углу, скромно, черные буковки: "Руководство по возлияниям и дружественным поглощениям". А.Бэйм. В течение пяти минут я пытался понять, что же это все-таки такое - учебник по менеджменту для управляющих небольшим баром, история отважных борцов с сухим законом времен Великой депрессии или каталог спиртных напитков.
Отчаявшись, я взялся за телефон. После непродолжительного обзвона участников вчерашнего марш-броска было выяснено, что книгу мне дали для дела, а после ознакомления с первыми десятью страницами стало ясно, что представляет она собой нечто среднее между всем вышеперечисленным. Смешать, плюс лимонный сок и оливка.
"┘Две части сухого мартини┘". Альберт Бэйм в настоящее время занимает пост редактора журнала Playboy и не понаслышке знаком с миром роскошных вечеринок, девочек-топлесс, дорогих коктейлей и напитков. В прошлом ему также пришлось поработать в таких знаковых изданиях, как Boston Magazine и Maxim, где он вел разделы, посвященные еде и напиткам, так что мы можем с уверенностью сказать, что он знает свою тему на пять с плюсом пальцев правой руки. Тема книги - легендарные спиртные напитки мира, такие, как Jim Beam, Jack Daniel"s, Captain Morgan, Smirnoff и Hennessy, истории их создания и истории их создателей, изложенные от лица очевидца - человека, изучившего вопрос и знакомого лично со многими из нынешних владельцев этих марок. Истории, написанные достаточно фамильярно и не лишенные привкуса желтой прессы, преподнесены в духе исторических экзерсисов Эдварда Радзинского. Немного исторических фактов, приправленных живой манерой изложения и украшенных парочкой скелетов, вытащенных заботливой рукой автора из шкафов представителей Большого алкогольного бизнеса, складываются в подобие ЖЗЛ в кратком изложении. ЖЗЛ, адаптированную для менеджеров среднего и старшего звена и остальных метросексуально ориентированных граждан современного нам общества потребления.
"┘Одна часть водки┘" Истории, надо признать, небанальные, зачастую напоминающие своей фабулой остросюжетное чтиво, растиражированное на лотках в десятках и сотнях наименований детективов и политических разоблачений вчерашних фигур мировой политической арены. Альберт Бэйм с увлечением патологоанатома, препарирующего экспонаты кунсткамеры, разбирает семейные, финансовые и в первую очередь "пиарные" перипетии известных алкогольных марок и их владельцев. Кто еще расскажет вам, что Джек Дэниел умер от последствий гангрены, возникшей в результате того, что старый пьяница-миллионер не мог открыть собственный сейф с изображением знаменитой этикетки на железной дверце и в раздражении пнул его ногой, ампутированной впоследствии в тщетных попытках спасти старика. Где еще вы найдете сведения о том, как далеко смотрящий и авантюрно настроенный Джон Гилберт Мартин выкупил за 50 000 долларов у Рудольфа Кунетта "секретный рецепт" производства водки Smirnoff, купленный тем, в свою очередь, у одного из братьев Смирновых, спасшегося в отличие от второго брата из лап большевиков, сбежав в Америку. Наконец, откуда еще вы сможете почерпнуть сведения о том, что, несмотря на гордо красующуюся на этикетке рома Captain Morgan дату XVII столетия, проект "Morgan"s Original Spiced Rum" был раскручен компанией Seagram"s только в 1983 году, а все остальное - не более чем красивая легенда, пришитая, как рукав, только в маркетинговых целях изобретательными пиарщиками; а Пепин Бош, занимавший в свое время пост исполнительного директора компании Bacardi, при поддержке ЦРУ спонсировал террористическую группировку, выступавшую против режима Кастро, и внес 50 000 долларов в копилку, содержимое которой должно было пойти на оплату физического устранения самого Фиделя.
"┘Перемешать, но не взбалтывать". Язык достаточно прост и доходчив, а повествование в меру пересыпано жаргонизмами и прибаутками, кое-где автор приводит нам сравнительные таблицы характеристик отдельных напитков, занудствует, но не настолько, чтобы читатель зазевал и отбросил книгу как скучный справочник, пригодный лишь для удовлетворения профессионального интереса рядового бармена. Книга, что называется, "рассчитана на широкий круг читателей", но учитывая то, что вышла она в серии "Менеджер мафии", хочется порекомендовать ее в первую очередь тем, кто проводит свое свободное от зарабатывания Больших денег и удовлетворения Больших амбиций время за Большими порциями напитков, представленных вечерними заведениями столицы. Тот, кто прочтет эту книгу одним из первых, имеет неплохие шансы блеснуть своим знанием подноготной Больших алкогольных боссов перед своей подружкой.