Александр Никонов. Апгрейд обезьяны. Большая история маленькой сингулярности. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004, 352 с.
Эта книга буквально кишит парадоксальными высказываниями типа "Мораль и капитализм - порождение сифилиса". Или: "Национальность - чума XXI века". А далее следуют страницы убористого текста с фактами и доказательствами.
Кому-то все это покажется слишком поверхностным, кому-то шокирующим и скандальным. Но первым стоит напомнить о законах научно-популярного жанра, в котором работает автор. Вторым - навсегда отсоветовать читать Спинозу, Фрейда и смотреть передачи Гордона по телевизору. Они тоже шокируют и будоражат неподготовленный ум.
По большому счету в утверждениях Никонова нет ничего необычного. Он просто очень последователен в своих прогрессистских взглядах. И если мы согласны с тем, что человек произошел от обезьяны, то все становится на места. То есть приходится согласиться и с тем, что жизнь с каждым поколением становится лучше и лучше, а история цивилизации - это история смен технологий, каждая из которых гуманнее и эффективнее, чем предыдущая.
С этой точки зрения нет ничего ужасного в демографическом кризисе, в угрозе экологической катастрофы, в войне третьего мира против первого и второго. Это не кризис, а просто новая фаза развития. Она по определению лучше старой. Ведь человечеством движет инстинкт выживания. А значит, новые технологии, новая мораль, новая карта мира необходимы, без них нам придет конец. И нужно безжалостно, а еще лучше смеясь (в этом Никонов солидарен с Вольтером и Марксом), расставаться с прошлым, со старыми привычками и идеями.
Никонов прогнозирует и вещает: религия выработала свой эволюционный ресурс. Семья тоже. Мораль меняется, и те процессы, которые нужно было тормозить, через несколько поколений уже следует стимулировать. Люди с прежней моралью не выживут в новых условиях. Атрофируется такое чувство, как обида. Уйдет запрет на наготу.
И так далее. Охватывая все сферы жизни от секса до геополитики. Кстати, политические прогнозы Никонова не менее любопытны, чем остальные. А именно: мировое правительство и мировой полицейский, который может прийти и навести порядок по своему разумению. Теоретически они могут ошибиться и в горячке вместо правого замочить виноватого, но уж лучше несправедливость, чем хаос.
Идеология - такой же рудимент, как религия и мораль. "На какой идеологии, - спрашивает Никонов, - держится обеспечение магазина булками? Или работа городской канализации? Идеология нужна там, где одна система хочет пожрать другую. В полярном мире, который существует сегодня, но ему приходит конец".
В общем, как писал Булгаков, чего ни хватишься, ничего нет. Ни морали, ни Бога, ни наций. В крайнем случае не должно быть. Есть один только человек, и все в окружающем мире подчинено его выживанию, процветанию и благоденствию.
Очень хорошо, очень гуманистично. В этой концепции, на мой взгляд, лишь одно слабое место: как всякий позитивист, Никонов слишком высокого мнения о человечестве. Только клинический оптимист может провозглашать: "Есть ли бог, совершенно неважно, но жить мы должны так, как будто его нет". И еще: "Отцепись от людей со своими представлениями о добре, истине, норме и прочих ужасных вещах. Живи и не мешай жить другим". Эти лозунги, к которым сводится большая часть никоновских построений, способны принять только очень сильные люди, ответственные и самостоятельные. А таких всегда меньшинство в обществе. Подавляющее меньшинство. К большинству же прогресс и соответственно автор безжалостен. Большинство - пережиток прошлого.