Хельмут Ньютон. Автобиография / Пер. с англ. К.Савельева. - М.: Эксмо, 2004, 320 с.
Всемирно известный фотограф Хельмут Ньютон назвал свои мемуары на удивление банально - "Автобиография". Так мог бы озаглавить книгу воспоминаний любой другой человек. Ньютон же, казалось бы, имел полное право на то, чтобы вынести на обложку куда более интригующий заголовок. Например, "Жизнь и приключения скандального фоторепортера". Или "Записки эротомана". Или "Как я был альфонсом". Или еще что-нибудь в том же духе. Однако парадокс неординарных личностей, наверное, в том и состоит, что оригинальность чурается любых ограничений. Выбери Хельмут Ньютон лишь один самообраз - художника, плейбоя или легенды мира моды, - его колоритная фигура непременно потерпела бы ущерб в правдоподобии.
Это тем более парадоксально, что Хельмута Ньютона нельзя назвать разносторонним человеком. По собственным признаниям Ньютона, его всегда интересовали только две вещи - женщины и фотография. Первая половина книги - детство, отрочество и первые годы молодости - только о том и повествует, как юный Хельмут познавал науку любви. Семейная история, школьные неурядицы, драматичные обстоятельства жизни берлинских евреев в первые годы нацистской власти, тяготы поспешной эмиграции в Китай, несколько лет в австралийском лагере для интернированных лиц - все это оказывается лишь антуражем его неуемного темперамента.
Не что иное, как смелая эротическая фантазия, помогло честолюбивому заштатному фотографу стать одним из самых успешных фотохудожников современности. Если сегодня его снимки почти не выходят за рамки "комильфо", то в 60-е, на заре карьеры Ньютона в модных изданиях, любой жест неприкрытой чувственности воспринимался не иначе как вызов общественным устоям. Ньютон не скрывает, что пишет историю своего успеха. Да и как могло быть иначе? Он принялся за "Автобиографию" в 2002 году, в возрасте восьмидесяти двух лет, почивая на лаврах своей неувядаемой славы. Его книга о том, какой ценой эти самые лавры достаются. Как в конце 50-х он потерпел крах во время своего профессионального дебюта в лондонской редакции "Vogue". Как постигал азы моды на парижских улицах "красных фонарей". Как сбежал из австралийского "Vogue" как раз в тот момент, когда достиг там прочного положения ремесленника средней руки. Как заработал себе неизлечимый порок сердца в результате катастрофических перегрузок в период своего карьерного роста в Нью-Йорке. И еще о том, сколь невыносим он в быту - неисправимый трудоголик, расчетливый честолюбец, финансовый деспот, самовлюбленный тщеславец, ранящий окружающих своим неприкрытым нарциссизмом. Подобным саморекомендациям охотно веришь, однако нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что о тайных и явных пороках других людей Ньютон предпочитает помалкивать. Хотя круг его профессиональных знакомств и галерея его фотомоделей - от Хельмута Коля и Жака Ширака до Софи Лорен и Мадонны - предоставляет исключительные возможности для скандальных пересудов.
Если первая часть мемуаров Ньютона называется "Биография", то вторая - "Фотографии". Здесь речь идет исключительно о творчестве - как складывалась работа над той или иной знаменитой серией - разумеется, без вхождения в тонкости мастерства, зато с массой пикантных фотографий в качестве иллюстраций. Так что начинающие фотохудожники вряд ли найдут в этой книге полезные для профессионального роста сведения. Разве что одним своим секретом делится Ньютон - он никогда не стремился быть "фотографом изящных искусств": "За тот успех, которого я добился, мне нужно благодарить мир коммерции и "общество потребления", а не гранты, фонды и музеи. Я всегда находил вдохновение и стимул к творчеству в работе с журналами или по заказу". Ну а если сделанные вами фотографии, в свою очередь, вдохновляют "общество потребления" и оно хорошо за это платит, так что же в том зазорного?