0
1701
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

05.08.2004 00:00:00

Чертов круг

Тэги: Кошкин, цирк, круг, кони


Виктор Кошкин. Конный цирк. - М.: МИК, 2004, 352 с.

Современному обывателю вряд ли доподлинно понятно, отчего арена цирка - круглая. Немногие знают, что радиус манежа стабильно тринадцатиметровый. И уж совсем малочисленные посетители цирковых представлений задумываются - а почему это именно так?

В книге известного артиста цирка, жонглера на лошадях В.Кошкина "Конный цирк" как раз очень подробно рассказывается об истоках и специфике конного жанра, истории циркового наездничества и дрессировке лошадей, подробно рассматриваются исторические аспекты развития искусства верховой езды в Европе и России. Помимо этого прилагается словарь профессиональных терминов, подробный указатель имен выдающихся деятелей цирка, дана подборка иллюстраций из жизни жокеев, вольтижеров, гротеск-наездниц и берейторов.

Человеческая жизнь от природы подчинена кругу: солнце - круг, земля - круглая, колесо, основа цивилизации, - тоже круг. И цирк, как миниатюрная модель вселенной, представляет собой все тот же неизменный круг. При слове "цирк" на внутреннем экране сознания отдельно взятой личности может возникнуть картинка кривляющегося рыжего клоуна, или грациозно танцующих лошадей с султанчиками в гривах, либо эквилибристки на проволоке с веером в руке, но все воображаемые персонажи обязательно предстанут на залитой разноцветными прожекторами арене. Цирк и круг - понятия, слитые в один неразрывный образ.

В народе число тринадцать окрестили чертовой дюжиной, но для цирка это единственно оптимальный вариант. Чем же продиктован столь категоричный выбор? Форма круга вызвана исключительно конной акробатикой. Именно тринадцатиметровая окружность под воздействием центробежной силы сообщает корпусу лошади необходимый наклон к центру, наиболее благоприятный для сохранения равновесия акробатом, стоящим на ее крупе.

Барьер манежа также отнюдь не имеет произвольную высоту. Он рассчитан так, чтобы лошадь могла встать на него передними ногами, а задними продолжать свободно передвигаться по манежу. Высота барьера в среднем полметра, а ширина - треть метра.

Поскольку лошадь движется по манежу в наклон к центру и передает значительную тяжесть копытами на его периферию, то, следовательно, у барьера ей необходим некоторый упор. Исходя из этого край манежа, непосредственно примыкающий к барьеру, несколько закруглен, подобно краям блюдца. На профессиональном языке этот уклон называется пистой (от франц. picte - след).

К сожалению, в нынешнем цирке зритель все меньше и меньше видит выступлений с участием лошадей, а ведь какой-то десяток лет назад в манеже блистали Соколов, Ольховиков, Александровы-Серж. Не наступят ли печальные времена, когда по круглой площадке цирка будут разъезжать лишь компьютерные скакуны, для которых не суть важны форма и размеры арены?

Однако для цирковых артистов манеж - не просто производственная площадь, а священное место, которое издревле глубоко почитается. Ни в коем случае недопустимо присесть на бортик спиной к манежу. В лучшем случае со стороны корифеев цирка прозвучит довольно резкое замечание, но скорее всего субъект, допустивший подобную оплошность, схлопочет крепкий подзатыльник. "Манеж - это наш стол, наш каравай, - говорит цирковой люд, - он нас кормит, а к столу и хлебу спиной не садятся". Цирк - поистине одна большая семья. А что объединяет настоящие семьи? Круглый стол, за которым никому не тесно, и большой каравай.

Мироздание в былые эпохи представлялось людям устроенным подобно цирковому шатру: круглый земной диск - все та же арена, а небо - купол. Цирк - микровселенная, внимательно изучая которую, можно слегка приоткрыть завесу вечности.

Какое самое древнее искусство? Многие ответят: рисунок, живопись - и будут ссылаться на наскальные росписи. Кусочки осыпающихся фресок кажутся настоящим соприкосновением с вечностью, ведь работавший над ними реально жил давным-давно, а мы можем лицезреть их воочию спустя толщу времен. Однако уже на первобытных фресках встречаются изображения цирковых сценок. И нынешний цирк, хотя и разрабатывает всевозможные новые технологии, по сути своей остается тем же самым, каким существовал в далеком прошлом.

В Древней Персии воин, чтобы оглядеть окрестность, вскарабкивался на шест, который его собратья держали на плече или поясе. При сборе фруктов с деревьев работники пользовались вольностоящими лестницами и даже переходили на них от одного дерева к другому. Акробатика была известна в Древнем Египте, Древней Греции, Византии. В Древнем Риме существовали эллипсоидные ипподромы, где осуществлялись забеги на колесницах, а между заездами выступали акробаты, жонглеры, дрессировщики. На фресках собора Святой Софии в Киеве (XI в.) изображен амфитеатр, где идет представление с участием кулачных бойцов, эквилибристов с шестом, представлена травля зверей.

Цирк - древняя неразгаданная тайна, пронесенная человечеством от сотворения мира до нынешних времен. Цирк был вчера, есть сегодня, будет и завтра. Он есть всегда. Цирк - вечен, потому что он - круг, а у круга нет ни начала, ни окончания.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2111
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1360
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1012
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1327

Другие новости