Поль Фор. Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны / Пер. с фр. М.В. Мальковой. - М.: Молодая гвардия, Палимпсест, 2004, 253 с.
Автор "Повседневной жизни Греции" - преподаватель Университета Блеза Паскаля в Клермон-Ферране и почетный доктор Афинского университета. Известный ученый и исследователь, посвятивший более тридцати лет своей жизни изучению археологических находок и написавший к тому же добрый десяток книг, в основном все по той же Древней Греции, одна из которых - об Александре Македонском - уже выходила на русском языке в 2001 году в серии ЖЗЛ.
Знакомство с трудовыми буднями древних жителей Греческого архипелага, особенно если пишет об этом серьезный ученый, было бы, наверное, куда более утомительным для "профессионально не заинтересованного" читателя, когда бы не проскальзывающая то тут, то там ирония автора и избранный им стиль повествования, местами слишком явно тяготеющего (возможно, впрочем, благодаря переводчику) к "поэтическому очерку".
Так о чем же рассказывает нам Поль Фор? О "повседневной жизни", разумеется, тоже: о том, как эллины возделывали землю, собирали урожай, кочевали со своими стадами, стригли овец, доили коз, как строили дома с плоскими крышами, жали оливковое масло, делали приправленное специями вино (шедшее и "на экспорт"), как добывали различные руды и превращали их в бронзовые топоры и мечи, как изготавливали шерстяные и льняные ткани, как поклонялись своим многочисленным богам (например, владыке полевых мышей и крыс Сминфею, дабы сберег хлеба), как ухаживали за своими волосами (недаром слыли они "прекраснокудрыми") и даже какие они ценили ароматы (об этом, кстати, у Поля Фора есть отдельная книга "Parfumes et aromates de l"Antiquitq"), как строили корабли и делили наследство умерших царей, устраивая "погребальные игры".
И все это автор передает так живо, так "выпукло", что впечатления от чтения почти материальны. Вот уже и сам легендарный поход "ахейских мужей" на Трою начинает казаться нам вполне хозяйственным мероприятием ("когда бы не Елена" - какая уж там Елена!), всего лишь одной из многочисленных страниц их "повседневной жизни", увековеченной, правда, для человечества слепым гением.
И хотя последнего автор постоянно призывает себе в помощники, подкрепляя очередное свое утверждение цитатой из бессмертной "Илиады", все же поэма Гомера, появившаяся к тому же через полтысячелетия после описываемых в ней событий, не слишком достоверный "документ" эпохи, а потому в ход идут пресловутые глиняные таблички и прочие археологические доказательства, фотографиями которых иллюстрировано издание.
Иногда вдруг спохватившись, что "забытописался", автор словно взмывает ввысь и уже с высоты своего XX века оглядывает колыбель европейской цивилизации - страну богов, царей и пастухов, в которой цари были в родстве с богами, а царским сыновьям незазорно было воспитываться среди пастухов. Собственно, страны в современном понимании слова еще нет, есть множество карликовых царств.
Да и сама неприступная Троя на деле оказывается невелика, "всего-то 150 шагов по диагонали", и "кого волнует, что в Трою никогда не втиснулось бы 50 тысяч солдат (а именно такова, по Гомеру, численность армии Приама), что в крепости рядом с нынешней деревней Гиссарлык жили максимум две тысячи обитателей!" Как резонно замечает автор: "Издалека поэты склонны видеть все в более крупных масштабах и творят города под стать героям".
А что же герои? По мнению Поля Фора, они "до странности похожи на главарей банд", средневековых разбойников с большой дороги: "На четверть солдаты, на три четверти - бандиты, пираты и авантюристы". (Правда, если верить Фукидиду, вплоть до V века у этолийцев и акарнанцев, соседей древнего царства Одиссея, пиратство считалось самым обычным добропорядочным промыслом.)
Так Алкид, или Алкей, получивший прозвище Геракл, многие подвиги которого могут показаться нам сегодня чересчур жестокими ("садизм некоторых атаманов сродни садизму эпических поэтов"), служил разным монархам, грабил окрестности Дельф и был наемником в Азии, а закончил самым жалким образом - погиб в мелкой стычке с другими разбойниками на границах Дориды, к западу от Фермопил.
Тем не менее число этих самых его подвигов продолжало расти из века в век. И еще в 1958 году, сообщает нам автор, простой народ чествовал Геракла как храбреца, поборника справедливости, возлагая на него все надежды.
Благодаря таким вот сильным личностям, которые "создавали себя сами", которые без колебаний вступали в бой с более сильным врагом, война превратилась в особого рода культуру и спорт. И именно в этом мире бойцов, регулярных ратников и партизан впервые появились надгробные панегирики, которые легли в основу грандиозных спортивных состязаний. "Плодородны могилы великих мертвецов!" - восклицает Поль Фор, а читателю начинает казаться, что и сама нынешняя Греция - это большая "плодородная могила" уже навсегда ушедшего эллинского мира.