Владимир Шляпентох. Страх и дружба в нашем тоталитарном прошлом. - СПб.: Издательство журнала "Звезда", 2003, 256 с.
Владимир Шляпентох (р. 1926) - знаменитый советский социолог, автор бестселлера "Социология для всех", и он же последнюю четверть века известный американский социолог, консультант Пентагона, автор основополагающего труда "Нормальное тоталитарное общество" (2001 год).
Все это важно, поскольку указывает на то, что мемуары пронизаны четкой отрефлексированной мыслью. Дружба и страх - вот два кита, на которых основывалась жизнь советского интеллигента и вырастали все его комплексы. Нет сомнений, что именно эмиграция позволила лучше увидеть и понять феноменологию советской жизни и сознания со стороны. В 1990 году в американском издательстве "Hermitage" вышла книга Владимира Шляпентоха "Открывая Америку", состоявшая из его писем в Москву между 1979 и 1987 годами. Теперь пришло время "открыть Россию", основываясь на автобиографии и биографиях друзей и близких. Книга замечательна именно трезвостью описаний.
Советский пионер-патриот, послевоенный студент-антисоветчик, фрондирующий интеллигент "оттепели", либеральный диссидент "позднего застоя" - автор выстраивает контуры сознания каждого из них, включая еврейский компонент, каждый раз имеющий свои оттенки.
Назвать в 34-м году отца "троцкистом", разозлившись на него и приведя всю семью в ужас. Ощутить в 41-м и навсегда особую "избранность" евреев как жертвы. Бояться контактов с иностранцами вплоть до конца 60-х и, наоборот, активно общаться с ними в 70-е годы. Вывести классическую максиму: причины любого загадочного поведения в СССР скрыты либо в сексе, либо в КГБ┘
Как социальный психолог, Шляпентох довольно бесстрашно раскрывает механизмы морального эксгибиционизма советской интеллигенции ("смотрите, какой я хороший"), предполагавшего готовность к унижениям во имя карьеры. Не аристократы - это приговор. После 1991 года, по его мнению, потеря "морального лица" стала повальным мором. Хотя, казалось бы, чего проще - не подать руки человеку, которого считаешь подлецом!
Нетривиальна его трактовка "нового антиамериканизма" нынешней российской элиты как проявления зависти неэффективных людей, которые вынуждены править слаборазвитой страной, не умея ничего в ней изменить к лучшему.
Социология, по сути своей, простая наука, схожая с разбитым на клеточки листом бумаги, где каждую клеточку надо заполнить отдельной информацией. Самое сложное - сделать это честно. Социолог - живое существо, принадлежащее к своему поколению, к кругу знаний и принципов, к культуре своей страны, а хочет говорить о том, "как оно на самом деле".
Отношение к музыке, к религии, к поэзии, к марксизму, к сексу, - все, что кажется "понятным и общепризнанным", требует тупого описания. Пройдет время, и мы увидим, как "естественное" вдруг оказывается "чужим". Не надо забывать того, что было, в том числе и с тобой. Все относительно - вот трезвая оценка социологом людей и себя. Взгляды на жизнь - это "человеческое, слишком человеческое". Необходимо дать их массив - и вывести равнодействующую.
Твой голос как частного человека - один из. Без него картина не полная. Увидев себя со стороны, увидишь других - изнутри. Наука простых вещей - из самых сложных. Наше сознание основано на памяти, а та склонна к передергиванью, к "смене кассет", как называет смену ценностей, всеми нами пережитую, автор.
Вот и приключения "отъезжанта" из СССР в 1978-1979 годах он описывает как социолог. В общении "самыми смелыми оказались молодые русские женщины, а самыми трусливыми - пожилые мужчины-евреи". Шляпентох тщательно отслеживает выкрутасы собственных мыслей для оправдания отъезда. И он же, подытоживая, приходит к парадоксальному выводу. Реализовавшись в Америке, он играл там значительно меньшую социальную роль, чем униженный еврейством и беспартийностью в СССР.
Хотя и в этом не проиграл. СССР больше нет, а с ним исчезли и прежние роли. Теперь важно дать отчет в том, что было, не переврав. Пригодится всем.