0
1901
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

29.05.2003 00:00:00

Неиссякаемая беседа с раввином

Тэги: Горелик, Штейнзальц


Михаил Горелик. Разговоры с раввином Адином Штейнзальцем. - М.: Институт изучения иудаизма в СНГ, 2003, 224 с.

Израильский раввин, переводчик и комментатор Талмуда Адин Штейнзальц уже хорошо знаком российскому читателю по ряду книг, самые известные из них - "Роза о тринадцати лепестках" и "Библейские образы". По признанию Горелика, ему не раз приходилось беседовать со знаменитым раввином на тихой улочке га-Мааравим, в сгоревшей несколько лет назад московской иешиве "Мекор Хаим", в расположенном на набережной Москвы-реки центре Штейнзальца, "в аэропортах, в гостиничных номерах, на международных конференциях и еврейских семинарах". Сам Штейнзальц в предисловии к одной из своих книг говорит о том, как важно уметь формулировать и задавать вопросы, и в "Разговорах..." эта мысль успешно воплощена.

"Разговоры..." необычны многим, в частности, тем, что формально Штейнзальц автором не является: на титульном листе - имя Михаила Горелика, известного литературоведа и журналиста. Но уместно ли приписывать авторство кому-то одному? Создатель книги - содружество Штейнзальц-Горелик, подобно Ильфу и Петрову, они в дружеской беседе слились в единый организм.

Среди авторов легко угадывается журналист - книга построена как интервью. Но иногда ответ - это целая лекция. О чем вопросы? О чем угодно. О собаках и кошках, о карточной игре, о выпивке┘ и о священной истории, и об особенностях еврейской культуры. Что эти темы связывает? В главе "Входит вино - выходит тайна" читатель узнает о том, что вино - важнейшая часть иудейской культуры, быта и храмовой службы, а также многих праздников. Мы прежде и не подозревали, что в повседневной жизни следуем древнейшей традиции. Но при этом отношение к пьяницам, в отличие от русских, у евреев лишено снисходительности. Собаки и кошки - тоже часть повседневной жизни. Но все ли из нас знали о том, что приручение собаки относится ко временам Каина? Сравнивая этих животных с человеком, Штейнзальц рассматривает их как часть пути к созданию самого человека. По разнообразию и широте охвата тем "Разговоры..." перекликаются с недавно вышедшим сборником статей самого Штейнзальца "Взгляд", где помимо исторических экскурсов и размышлений о сегодняшних политических реалиях большое место отводилось точным и естественным наукам. Умение объяснять сложные явления мира в доступной и увлекательной форме свойственно обоим собеседникам.

Глава, касающаяся этнографических аспектов еврейской истории, а именно "Особенности национальной неохоты", показывает внешнюю противоречивость еврейской культуры. Речь идет о занятии охотой, которая противоречит нормам еврейской жизни. Но сын Исаака Ивас был охотником? Да, но был ли он евреем в строгом смысле слова? При этом традиционный еврейский взгляд представлен не сам по себе, а в сравнении с другими народами, об образе жизни, обычаях и верованиях которых Штейнзальц говорит с огромным уважением.

Интересно узнать, что у евреев нет собственных ругательств. Любопытен пример с израильским офицером. Он матерился по-русски до тех пор, пока не понял смысл слов, но, поняв, ужаснулся. У евреев ругань вовсе не для того, чтобы человека целенаправленно оскорбить.

Нередко разговор касается истории России, недавнего советского прошлого (родители Штейнзальца были выходцами из нашей страны, и его жена тоже родилась в России). Он глубоко убежден, что вне внутреннего совершенствования изменение образа жизни в принципе невозможно. Но ведь противопоставления государства и религиозных институтов, науки и религии в иудаизме не существует в принципе. Поэтому вполне естественно, что различие традиционного иудейского и светского взглядов в диалоге этих двух остроумных, жизнерадостных людей малоощутимо. Ответы на волнующие человека "проклятые вопросы" собеседники предлагают поискать не только в сакральных текстах, но и в новейшей всеобщей истории, в естественнонаучных и медицинских штудиях. Каковы взгляды раввина на историю? Штейнзальц считает, что победа революции - это ее поражение. Следовательно, революция бессмысленна.

Книга призвана помочь справиться со всевозможными страхами, тревогами и сомнениями, психоаналитический подход двух собеседников ко многим нравственным явлениям кажется вполне естественным (этим она чем-то напоминает популярную среди сегодняшних молодых психологов книгу "Что такое семья и как в ней уцелеть").

Как пишет в своем послесловии Михаил Горелик, "собранные вместе, взаимодействуя друг с другом, создавая общую атмосферу и общий контекст, разговоры с раввином приобретают новое единство и новое звучание┘ Тем у нас хватит еще на несколько жизней. Адин Штейнзальц, к счастью, совершенно неиссякаем. Но и читатели вроде еще не пресытились".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1743
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1090
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
792
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1071

Другие новости