Ангелика Крогман. Симона Вейль./ Пер. с нем. Марка Бента.- Челябинск: Аркаим, 2003, 320 с.
Симона Вейль (1909-1943) - философ цветаевской закваски: прямая, бескомпромиссная. Правда, с любовью не к мужчине, а к истине. "В высшей степени неженственная, она дымила, как фабричная труба, а большие карманы ее сшитого на заказ костюма всегда были полны табака, крошки которого часто красовались на ее губах, так как она предпочитала курить самокрутки". С сектантской одержимостью она ищет истину в коловращениях повседневности, не доверяя книгам. Берет от своих любимых предшественников - Гомера, Эсхила, Канта, Кьеркегора - лишь темперамент и верность себе, постигая сущее практически. Оттого физический труд Вейль считает душой познания.
С этой идеей связывается острое желание донести свою убежденность до людей. Нужно не присваивать знания, а распространять их. Работая учителем в школе, она отучает детей от зубрежки, прививает им навыки самостоятельного мышления и новый взгляд на науку. С науки Вейль хочет снять злые чары отвлеченности. "Нет никакой нужды выбирать между приведением доказательств и практикой. Доказывать с помощью куска дерева или железа столь же легко, как и с помощью мела. Включение геометрической необходимости в программу профессиональных школ вполне осуществимо при условии объединения классной комнаты и мастерской".
Школьный мир с его извращенной зависимостью усилий от формального результата (оценок) - лишь наиболее простой и наглядный пример оторванности современного человека от корней. Обретение своих основ путем нового укоренения - вот цель жизни неистового философа. Вернуть науку под крыло религии, изъять из истории ложное величие людей сильной воли, восстановить авторитет подвижников и святых - только в этом случае социальные преобразования будут оправданны.
Анализируя работы Маркса, Вейль строго различает в них беспочвенность социального проектирования и необходимость исследования природы общества, приобретения опыта творческого взаимодействия с ним. Философским грезам о царстве социальной справедливости она предпочитает реальный каждодневный труд. "Маркс нащупал истину, глубинную истину, что человек воспринимает справедливость лишь в том случае, если испытывает ее на себе..."
Этот принцип Вейль исповедовала всю свою жизнь. Будучи по устремлениям и образу действий религиозным человеком, она вставала как перед непреодолимой стеной - перед безотчетностью веры. Чтобы действительно поверить, ей нужен был тот экстремальный духовный опыт, который разрешил бы все сомнения. В поисках такого опыта она шла работать на завод простой рабочей, участвовала в гражданской войне в Испании. В конце концов в самый разгар Второй мировой Симона Вейль, уже больная туберкулезом легких, сознательно перешла к невыносимой аскезе, отказавшись от пищи, и умерла - в 34 года. Ее стратегия философа действия нетипична для ХХ, и уж тем более XXI века, и тем сильнее и беспощаднее она контрастирует с уютной корпоративностью нынешних университетских "мудрецов".