Стейси Шифф. Вера (Миссис Владимир Набоков): Биография. / Пер. с англ. О.Кириченко. - М.: Издательство Независимая Газета, 2002, 616 с.
Набокову не было чуждо ничто человеческое, и поэтому у него была жена. Американская исследовательница Стейси Шифф сделала ее предметом своего исследования и получила Пулицеровскую премию 2000 года. Владимир Набоков, известный любитель зеркал, думается, остался бы доволен: Стейси Шифф строит свое повествование таким образом, что биография жены писателя становится зеркальным отображением биографии самого писателя. И это для нас тем более ценно, что биография Веры Набоковой, похоже, должна заполнить последний пробел русской "набоковианы", дальше остаются только биография сына и собрание писем.
В американской университетской среде о Вере Евсеевне ходило множество слухов еще задолго до того, как ее муж стал всемирно известен как V. Nabokov. Поговаривали, что она любит огнестрельное оружие и хранит свой "браунинг" в коробке из-под обуви (и это было правдой) и что происходит из немецкого аристократического рода (это правдой не было). Но вот о чем не говорили - потому что это было очевидно и не подвергалось никакому сомнению, - так это о том, что она является секретарем, водителем, преданным почитателем, музой и верной женой своего мужа. "Единственное, на что в доме на Сенека-стрит Вера была неспособна, - это заниматься уборкой". Даже дневник у них был один на двоих.
Мужчины бывают разные. Одни мечтают о женах, которые умеют вкусно готовить и не копят нестираное белье месяцами под ванной, другим подавай жен с безупречным литературным вкусом. Вера Евсеевна принадлежала к последнему типу. Литературный вкус, по всей видимости, у нее действительно был отменный. Но справедливости ради надо заметить, что ее взгляд на литературу мало чем, а точнее, ничем не отличался от литературных пристрастий мужа. Конечно, это ни в коем случае не говорит о неискренности и некоей мировоззренческой зависимости героини книги Стейси Шифф от идеологии ее мужа, скорее о невероятном совпадении характеров. На чем, кстати, и настаивает автор книги. Хотя сам Владимир Владимирович к совпадениям относился весьма скептически. Безупречный же его литературный вкус - надо уже признать это, черт возьми! - ни в коей мере нельзя назвать объективным. Крайний субъективизм и радикальность суждений вообще всегда отличали чету Набоковых. Ты имеешь право не любить Достоевского, но это будет являться фактом только твоей биографии.
У Набокова часто спрашивали, особенно после выхода "Лолиты", в какой мере его произведения можно назвать автобиографичными. Ответ был всегда одинаков - ни в какой. Конечно, такой простой ответ такого непростого автора не может не вызвать подозрений, и поэтому считается, что о чем бы ни писал Набоков, в конечном счете он пишет только о себе и, естественно, о своей жене. Из интервью: "В большинстве своем мои сочинения посвящены жене, а ее портрет часто воспроизводится некими таинственными способами отражения цвета во внутренних зеркалах моих книг".
И в заключение никак нельзя не упомянуть о бабочках. Каждое лето в Америке Набоковы ездили в импровизированные энтомологические экспедиции. Пока В.В. с сачком в руках бродил по полям и лесам, его Вера всегда была рядом. С пистолетом в руке она охраняла великого писателя от гремучих змей.