0
2993
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

23.01.2003 00:00:00

Любовь и творчество

Тэги: Монтерлан, дневники


Анри де Монтерлан. Дневники 1930-1944. / Пер. с франц. О.Волчек - СПб.: Владимир Даль, 2002, 528 с.

Анри де Монтерлан (1895-1972) - легенда французской литературы XX века, человек со множеством масок: от "певца мужества", антифеминиста и "современного язычника", донжуана и тореадора до "трагика католического толка" и "писателя-коллаборациониста". По свидетельствам биографов и мемуаристов, Монтерлан начал писать уже в возрасте десяти лет. За долгие годы литературного творчества из-под его пера вышли десятки книг: "Утренняя смена" (1920), "Сон" (1922), "Памяти павших при Вердене" (1924), "Холостяки" (1934), четырехтомный цикл "Девушки" (1936-1939), "Олимпийцы" (1924), "Мальчики" (1969) и др. Монтерлан утверждал, что не сильно заботился о дальнейшей судьбе произведений: "Тоска, когда выходят ваши книги. Показываться на людях, интервью, интеллектуальные дискуссии, лишенные всякого значения, все это настолько далеко от подлинной жизни. Тоска". И мы легко можем поверить в искренность этих слов, ведь известно, что любимым произведением Монтерлана с юных лет была его жизнь, которую он завершил с изощренностью хладнокровного драматурга. 21 сентября 1972 г. Монтерлан покончил жизнь самоубийством: выпил цианистый калий и, боясь быть заживо похороненным, пустил себе еще и пулю в лоб. Причина - прогрессирующая слепота.

"Дневники" Монтерлана - это записи, изначально предполагающие публикацию. В 1956 году они были отобраны и отредактированы самим автором, поэтому вышли со значительными купюрами: были исключены наиболее сокровенные мысли, заметки, ставшие подготовительными материалами для будущих книг, а также все острые темы периода оккупации. Дневники абсолютно ничего не проясняют: "Грех всех грехов - это ясность", - убежден Монтерлан. Нет в них и так называемого "портрета эпохи". Дневники, по сути, являются задуманным романом в ряду других романов писателя; взаимоотношения Монтерлана "из дневников" и реального Монтерлана так же сложны, как взаимоотношения автора и героя вообще. Именно поэтому эта книга может быть интересной как знатокам творчества Монтерлана, так и тем, кто впервые слышит это имя.

"Я страдаю тяжелой болезнью (тяжелой для жизни, но благотворной для творчества): я слишком легко могу поставить себя на место других. Да что я говорю, слишком легко. Это мое первое движение, и от него-то я и не могу отступиться". Это "движение" и определяет стиль "Дневников". Сцены из жизни аристократов и буржуа, гениев и обывателей, кошек, собак и прочих бесконечных X, Y и Z всех времен и народов, наблюдения, бытовые зарисовки и пафосные картины составляют существенную часть книги. Географические и исторические границы, по-видимому, существуют для писателя лишь как досадный предрассудок: "История? Одна и та же пьеса, исполняемая разными актерами". У Монтерлана все события, как уже свершившиеся, так и гипотетически возможные, абсолютно равноправны: "Суть события заключается в идее, которую из него извлекают. Для сильных - в той идее, что они извлекают из него сами. Для слабых - в той, что извлекают другие". Монтерлан, безусловно, относит себя к числу сильных, а потому совершенно бескорыстно делится идеями с остальными.

Откровенную провокацию представляют собой афоризмы и парадоксы Монтерлана. Среди них есть и блестящие образцы утонченного вкуса ("Для меня все девушки желанны. И в то же время я всем сердцем их люблю и мучаюсь при виде грусти тех, которыми пренебрегаю или просто предпочитаю им других"), и поразительно неостроумные изречения ("Кто любит, ждет"). Вероятно, предвидя подобные упреки, Монтерлан вскользь замечает: "Лиризм и ирония раздражают заурядного человека, потому что он их не понимает". И вот нам уже неловко за наше раздражение.

К очевидным достоинствам книги следует отнести сдержанный, холодный, неаффективный, несентиментальный стиль. Монтерлан демонстративно против кокетства. С другой стороны, непросто вынести пятисотстраничное подражание классической литературной форме афористичного письма великих французских моралистов XVI-XVIII вв.

Монтерлан избегал быть "современным" или "актуальным", но в соответствии с духом своего времени создал этику, основная максима которой гласит: "Главное - искушать жизнь, и не важно, что из этого получится". Надо сказать, что аргументы Монтерлана выглядят если не убедительнее, то во много раз приятнее, чем доводы его знаменитых современников. Жизнь - не наказание, а удовольствие, правда, до тех пор, пока человек здоров физически и душевно. Прекрасной жизнь делают две вещи - любовь (всегда на первом месте) и творчество. Несчастной свою жизнь представляют люди, неспособные определить для себя эти верховные ценности. Выше счастья могут быть только гордость и справедливость - идеалы, практически утраченные вырождающимися обществами. Ницшеанские мотивы необычайно увлекают Монтерлана ("Беспокойному здравомыслию всего лишь нужно выдавать себя за парадокс", "Я вижу вещи такими, как они есть; вот почему считается, что у меня глубоко испорченный ум", "Люди нуждаются не в истине, а в "достоверности и объяснениях"), но именно в них он и теряет свое остроумие.

Ради чего стоит прочесть "Дневники 1930-1944"? В заключительной статье "Ангел или демон? Анри де Монтерлан: ранее творчество и "Дневники 1930-1944" С.Л. Фокин утверждает, что "Дневники" помогают писателю достичь сосредоточенности, "когда сознание обретает некую самодостаточность невзволнованной мысли". От себя добавим: помогают не только писателю, но и читателю; где-то на середине книги можно достичь этой "сосредоточенности невзволнованной мысли". Это состояние, противостоящее механическому отупению, Монтерлан ставит превыше всего: "Как важны в насыщенной жизни несколько часов передышки, позволяющие опомниться, успокоиться. Суть в том, чтобы чередовать действие и размышление об этом действии". В очередной раз Монтерлан на правах сильного делится с нами простым рецептом: "Золотое правило: довольствоваться малым. Не слишком много писать. Не слишком много читать┘ Не задумываться над слишком большим количеством вопросов: некоторых так и просто систематически избегать".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
2015
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4085
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3115
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2557

Другие новости