0
1525
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

14.11.2002 00:00:00

"Мальчик"

Тэги: Шмелькова


Наталья Шмелькова. Последние дни Венедикта Ерофеева. - М.: Вагриус, 2002, 320 с.

"4 апреля. В больницу не ездила и вечером позвонила Гале. Разговаривала со мной сухо. Под конец обвинила в том, что из-за меня Ерофеев не дописал "Фанни Каплан": "Надо было беречь его силы, а не ходить по выставкам!" Спросила ее: "Почему же за 13 лет с тобой он написал только "Вальпургиеву ночь"?" Перешла на крик".

Книга, в которой часто непонятно кто переходит на крик, представляет собой дневники женщины, близкой Венедикту Ерофееву в последние годы его жизни, вплоть до самого последнего дня - 11 мая 1990 года. Особое место Наталья Шмелькова отводит ее малохудожественным пикировкам с женой Ерофеева (см. выше), которые тем не менее из разряда скандалов кухонных в разряд литературных не переходят.

В предисловии автор предупреждает, что отдельные страницы покоробят многих читателей. И верно: пьяный угар Венички, жизнь от бутылки "Вермута" до ста граммов коньяка за страницу текста, его постоянное желание дописать пьесу "Фанни Каплан", его одержимость идеей построить загородный домик для счастья - все это подано удручающе монотонно. Но, с другой стороны, жизнь вообще штука монотонная, будь ты даже Веничкой, и в этом смысле дневники похожи на настоящие, а на литературные не похожи.

Конечно, Шмелькова - не Эккерман. Там, где читателю хотелось бы подробных объяснений, автор ограничивается: "Хотите узнать о его мировоззрении - читайте "Москву - Петушки", а я занимаюсь только хронологией". То есть мы имеем дело с как бы документом: "Невозможно забыть, как ироничен и остроумен был Ерофеев. Он любил шутку, веселую историю, удачный каламбур" и так далее. Все желали ему добра. Все хотели, чтобы он жил и работал. Все, в конце концов, любили его. А он что?

Ерофеев в книге - не человек, а предмет, с которым пытаются произвести все вышеперечисленные действия самые разные люди. Его, как шкаф, двигают то туда, то сюда. В шкафу что-то бренчит - это Ерофеев капризничает, не "вдвигаясь" ни в добро, ни в любовь. Изредка его образ поднимается до уровня домашнего животного - тогда Галина и Наталья называют его между собой "мальчиком", как кобелька.

Таким образом, ни с литературой, ни с документом мы не имеем дела. Мы имеем дело с попыткой вписать Венедикта Ерофеева в "наш круг", освятив тем самым его. Кого освятить, спросит образованный читатель, Ерофеева или круг? А кого хочешь, уважаемый. Кого хочешь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ технологически отстает от собственного электората

КПРФ технологически отстает от собственного электората

Дарья Гармоненко

Коммунисты отказываются признавать электронное голосование новой реальностью

0
1138
Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Екатерина Трифонова

Защита гарантирована Конституцией, но ограничивается возможностями госаппарата

0
1313
Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

0
777
Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

0
627

Другие новости