0
1189
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

24.10.2002 00:00:00

Только хорошее

Тэги: ЗаруднаяФриман


М. Зарудная-Фриман. Мчались годы за годами: История одной семьи. - М.: Новое литературное обозрение, 2002, 368 с.

Вот что нужно для вечернего чтения с дивана подрастающим отпрыскам: нервно грызущему ногти "S" и игривой хохотушке "XXL". Семейная хроника Зарудной-Фриман любопытна именно с точки зрения домашней педагогики, воспитания инстинктов семейственности даже в неуправляемых чадах. Маргарита Зарудная-Фриман, на правах старшего ребенка классической интеллигентской семьи, справилась с раскрытием темы на "пять". Для этого нужно не так уж много: сознание долга, опыт мировых скитаний, небольшие литературные способности, усидчивость и аккуратность. Вот и все добродетели семейного историка, которые, соединившись, могут дать прекрасное учебное пособие для многодетных (и не только) родителей. (В это время мама вяжет, а папа переворачивает титульный лист...)

Чем ближе семья Зарудных подходила к порогу 1917 года, тем жизнь ее становилась более событийной. На фоне разрушения империи рождались новые дети. Последняя, Катя, появилась на свет на обеденном столе в только что захваченной красными сибирской деревне. Отец, управляющий литейным заводом при Колчаке, должен был бежать в Китай. А шестеро детей (пять девочек и мальчик) остались на руках матери, няни и горничной Мани. Благородная Маня, несмотря на предложение красного офицера "бросить буржуйских детей" и уйти с ним, осталась преданной своим хозяевам до конца жизни. (Здесь захваченная книгой семья оборачивается и испытующе смотрит на вошедшую с ужином кокетливую молодую прислугу-студентку.)

С новыми лишениями динамика сплоченности семьи только возрастала. Мать, трудившуюся в советской школе, арестовали и расстреляли. Отец - на чужбине. И старшая дочь в 15 лет берет на себя роль матери. (Для слушающих трагические главы детей - "S" вытащил палец изо рта, "XXL" притихла - это тоже момент нравственный, как и для героини, - а способны они повторить данный подвиг?..) Голодая и холодая, но продолжая обучение, Зарудные не сдавались. Описывая этот тяжелый период, автор награждает вечностью лишь тех, кто хоть как-то помогал осиротевшему семейству, а равнодушных и гадких обходит. Отрицательных персонажей почти нет, и это, по-видимому, принцип семейной памяти - фиксировать только хорошее и забывать плохое. Ведь будущее семьи всегда позитивно, для рефлексии и самобичевания в нем места нет. (Это должен понимать читающий папа, мучимый разочарованием в собственном бизнесе и падением доходов.)

Со смертью матери отец - единственный спаситель и опора. Но чтобы воссоединиться с ним, надо выехать из СССР. Для него же приезд равнозначен гибели. В подобных ситуациях надежда только на волю Всевышнего. И она оборачивается американским посланником в Китае Чарльзом Крейном, который, используя свои дипломатические каналы, перевозит многострадальную семью в Харбин. Тут-то и пригодилось еще дореволюционное изобретение Иваном Зарудным сталеплавильной печи "Мечта". Доходы от патента помогали худо-бедно кормить и одевать растущих птенцов. (Вот реальный выход из кризиса для папы - надо что-нибудь изобрести, хоть горячее мороженое!) Но мечты детей простираются намного дальше убогой русско-советской колонии ("А вы-то чего хотите?" - "S" сопит, "XXL", не тушуясь, заявляет: "Замуж я хочу за банкира!")

Снова на помощь приходит г-н Крейн. Сначала его стараниями старшая сестра с братом, а затем и остальные перебираются на американскую землю. Все получают хорошее образование, ученую степень, женятся и выходят замуж, покупают дома, живут до 80-90 лет (все пять сестер были в добром здравии и на момент выхода книги). И в этом, безусловно, есть высшая логика, которая, впрочем, нам неизвестна. Дело в другом. Рано или поздно, но пугливый "S" или не по годам развитая "XXL", несмотря на временную атрофию желаний от тепличных условий жизни, примут у Маргариты Зарудной-Фриман нелегкую эстафету.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
4550
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
2626
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
3010
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
2958

Другие новости